Материнское начало
Индия, Китай, Россия -три страны, в которых делают изделия из кости. В России, в свою очередь, только в трех местностях: Алтай, Тобольск, Уэлен.
В музее изобразительных искусств открылась выставка заслуженного художника России Веры Обрядовой, приуроченная к шестидесятилетнему юбилею художницы. Впервые представлено ее творчество в целом: резьба по дереву, живопись. Живопись для поклонников творчества Обрядовой — костореза — открытие и неожиданность.
Вера Прокопьевна родилась в Тобольске, воспитывалась в детдоме, с 15 лет работала на косторезной фабрике. Там заметили ее талант. В 1957 году Обрядова поступает в абрамцевское училище. С 60-х участвует в выставках (городских, республиканских, всесоюзных, зарубежных). На сегодняшний день работы Веры Обрядовой украшают экспозиции Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного исторического музея (Москва).
На открытии персональной выставки в нашем музее искусствоведы говорили о творчестве Обрядовой. Наталья Павлова: «Фигурки Веры Прокопьевны хочется трогать: взвесить, погладить. Это не те произведения искусства, на которые любуешься издали. Все потому, что от них веет теплом, уютом. Вера Прокопьевна как будто «вынянчивает» своих героев: в ее подходе к материалу чувствуется материнское, женское начало. Поэтому не только «благородная» кость, но и, казалось бы, бросовая говяжья косточка становится в ее руках произведением искусства».
Вера Субботина: «В начале 60-х годов произошел перелом от понимания кости как маленькой станковой скульптурки к произведению декоративному. Стали обращать внимание на такие качества, как ритм, поверхность материала. Геннадий Кривошеий, Валентин Колычев, Виктор Синицких — это мастера с всероссийским именем, Вера Прокопьевна в их числе…
Основное качество периода: одна и та же тема (Север), четкое индивидуальное начало. Этих художников не спутаешь. До сих пор стоит проблема, как определять искусство резьбы по кости терминологически: и профессиональное искусство, и промысел, и народное искусство, — несколько вариантов жизни искусства.
Обрядова выбирает свой типаж: все ее фигурки изображают людей молодых, жизнерадостных. Условно композиции можно определить фразой «хорошее настроение». Это реализм в глубоком понимании смысла слова: искусство, которое отображает душевную структуру художника. Это ее отношение к миру: светлое и гармоничное.
Eще работы Обрядовой — это пластическая индивидуальность.
Обыгрывание пластики внутри кусочка кости. Круглая скульптура, продольная, диагональная -ну что еще можно придумать? Тем не менее вариантов огромное количество. Оно зависит от уровня мастерства художника. И когда рассматриваешь скульптурки Обрядовой, то ловишь себя на мысли, что ее вещи не надоедают.
Вера Прокофьевна по сей день продолжает традиции 60-х.’ Она не меняется — и хорошо. Почему каждый человек должен меняться? Это ее целостный мир, который она медленно, постепенно выстроила, она в нем живет».
***
фото: