Ах, старый вернисаж, какой восторг, какой пассаж
Милые дамы-искусствоведы из Тюменского государственного музея изоискусств не перестают удивлять.
Недавно ученый секретарь музея Наталья Сезева с коллегами почти на полвека отодвинули вглубь времени начало активной художественной жизни в нашем городе. Установлено, что первую выставку наших живописцев открыли 110 лет назад -в 1889 г. Лишний раз поражаешься, почему сей важный факт не обнаружили местные историки — авторы книг «Тюмень» (1986) и «Тюмень: вехи истории» (2-е издание, 1997).
Чтобы отметить это дело, привлечь внимание широкой публики, к феномену тюменской художественной школы, музей постарается в этом году реализовать свой проект. Связать историю и современность, показать раритеты прошлого, поиски текущего. Одновременно предполагается развернуть шесть персональных выставок наших мастеров. По случаю 60-летия встретимся с творчеством Юрия Акишева. Недавно одному из лидеров «новой тюменской волны» Михаилу Гардубею исполнилось 50 лет. Будем ждать (хотя и с опозданием) встречи с ним. На сентябрь намечена выставка нашего разведчика новых путей в искусстве Александра Новика. «Курьер» уже побеседовал с ним накануне его 50-летия, 6 февраля ст.
Анатолию Седову «грозит» 70-летие. Eсть что показать, на > что посмотреть. А еще «персоналии» Алексея Чугунова и Юрия Юдина, которых один местный критик зачислил в «любители лабораторных экспериментов».
Первой ласточкой проекта стал выпуск впечатляющего и насыщенного уникальными материалами сборника искусствоведческих статей «Традиции и современность» (Тюмень, конец 1998 г.). ТГМИИ издал его при поддержке областного комитета по культуре (трудами директора музея Людмилы Овсянкиной и ее коллеги Веры Субботиной). Кстати, в аннотации скромно помянута и еще одна недавняя дата — 40-летие со дня образования музея.
Я очень рад этой книге, ибо в кулуарах нашей художественной жизни хватает досужих разговоров на тему кто есть кто среди «ведов» и практикующих мастеров. Теперь все кому не лень могут составить свое мнение о том, как пишут наши искусствоведы. По-моему, талантливо, со знанием предмета и с обязательным раскодированием «белых пятен» в истории тюменской культурной жизни.
Но! — сначала о гостях сборника. С корифеем российского искусствоведения Юрием Герчуком я знаком лично. В 70-е гг. мы встречались в Москве в редакции журнала «Детская литература». Я тогда писал диссертацию о нашей детской поэзии 20-х гг., а он заново открывал русский авангард в художественном оформлении детской книги, намного опередив свое время. В серии статей Герчука меня особенно привлекла мысль об органичном синтезе стиха, кисти и карандаша.
К чему бы это? Да к тому, что такие серьезные исследователи печатаются в региональных изданиях только тогда, когда убеждены в высоком уровне местных исследований. В тюменском сборнике Герчук выступает как теоретик орнамента, считая его глубоко содержательным, духовно насыщенным искусством, тесно связанным с философско-интеллектуальной жизнью своей эпохи.
Другая знаменитость — академик, москвич Василий Барадулин рассказывает про «сибирскую шкатулку» из Тобольского музея, на которой он увидел изображение тбилисских видов рубежа XVIII-XIX веков. Вот это да, вот это творческое дальнодействие наших мастеров!
Томский этнограф Вячеслав Кулемзин известен всему финно-угорскому миру. Всю свою жизнь он посвятил изучению духовной культуры наших обь-угорских народов. И как не порадоваться тому, что маститый ученый выступает вместе с музейным работником из Тарко-Сале Eленой Сязи, показывая роль предметов быта в традиционном мировоззрении ханты. Рядом — статья зам.директора областного краеведческого музея Валентины Семеновой о происхождении обь-угорского ленточного орнамента. Следом Татьяна Борко (ТГУ) размышляет о духовной символике шаманского костюма.
Вера Субботина (ТГМИИ) открывает жизнь и творчество известного тобольского художника по кости Геннадия Кривошеина (1935-1993). Высоко взошла на северном небосклоне звезда гениального художника Геннадия Райшева, создавшего живописный космос Югры, ее культурную историю. Традиции и новаторство мастера на пути к универсальному стилю анализирует Наталья Федорова (ТГМИИ).
Познавательна и симпатична на фоне современных разговоров о взаимодействии культур разных народов в истории отечества статья Eлены Козловой (ТГМИИ) о синагоге в Тюмени. Eсть у нас люди — ревнивцы эдакой коренной чистоты русского прошлого. Любопытно, но синагогу, как предполагают, проектировал тюменский архитектор Константин Чакин (православный). Для полноты картины столь необходимой сейчас толерантности скажу, что в сборнике есть статьи о наших храмах и сибирской иконе.
Тюмень — одно из немногих мест в России, где серьезно относятся к детскому художественному творчеству (исследование Натальи Паромовой). Завершают сборник статьи об образе нашего города в творчестве тюменских художников 70-90-х гг. (Наталья Сезева, ТГМИИ), о местном авангарде (Марина Чистякова, ТГУ), о «новом искусстве Тюмени» (Геннадий Вершинин, Высший колледж искусств).
Мне осталось лишь поздравить авторов статей — Наталью Сезеву, Веру Субботину, Наталью Федорову. Их приняли в Союз художников России. Самые «тяжелые» лавры достались Сезевой. Eе признала международная ассоциация искусствоведов и Союз художественных критиков. Знай наших!
***
фото: