13-градусный барьер
Ларечники протестуют против запрета на торговлю водкой
На головы коммерсантов обрушился очередной обух. Удар такой силы, что многим уже не подняться. Представьте такую ситуацию. Вы — коммерсант и расширяете свое дело. Новый магазинчик построен с запасом — размером больше требуемых на десяток квадратных метров. Вложены огромные деньги, и вы надеетесь мало-помалу окупить затраты. Вдруг выясняется, что стандарты изменились.
Это можно сравнить с прыжками в высоту. Прыгун, собрав последние силы, повторяет результат соперника. Но соперник вдруг поднимает планку выше мирового рекорда и берет высоту. Карта бита, ответить нечем.
Именно в такой ситуации оказались многие тюменские коммерсанты. Не так давно владельцев ларьков обязали увеличить торговые точки до 25 кв. м. Только статус мини-маркета позволял торговать крепкими напитками. Что делать? Крепленые вина и водка составляют основу бизнеса, продукты часто берут на закуску. Отказ от продажи многоградусных напитков грозил разорением. В итоге ларьков в Тюмени не осталось.
Федеральный закон о производстве и обороте спиртного, введенный в действие 19 января, разом изменил статус-кво. Продажа алкоголя крепче 13 градусов в киосках, ларьках и вообще помещениях площадью меньше 50 квадратных метров законом запрещена.
Госторгинспекция и «летучий отряд» управления по торговле уже 20 января штрафовали нарушителей. «У вас водка? Завтра на административную комиссию. И готовьте денежки на штраф».
Вскоре рукописные листовки призывали прийти к городской администрации. Утром в среду группа прилично одетых людей стояла на ступеньках мэрии. Около 50 владельцев киосков (точнее, мини-маркетов) пытались решить куда пойти. «Пока жареный петух не клюнет», — сокрушались многие. Вспоминали, что шепоток о готовящихся изменениях в законодательстве слышался еще в декабре прошлого года.
Вот какой страстный монолог выдал мне один из пришедших к мэрии. «Зачем мы расширялись? Говорили же: сделайте 25 квадратных метров и торгуйте водкой спокойно. Поднатужились, сделали. И на тебе! О каком развитии предпринимательства можно говорить?!
Мы все время улучшаем нашу точку. Требуют того, требуют этого. Делаем. Летом по программе «Красивый город» положили вокруг киоска асфальт, устроили клумбы. Потратили 9 тысяч! А проверяющие ходят косяком, и им все время что-нибудь не нравится. Из ЖЭКа звонят и требуют, чтобы мы убирали снег до асфальта. Л чуть что не по ним — тащат на административную комиссию. Мы уже привыкли выкладывать штрафы — каждый раз по 50 минимальных зарплат.
А вот на бабок, которые торгуют не только сигаретами, но и водкой, никто и внимания не обращает. Товаром бабок снабжают кавказцы, налогов они, конечно, не платят».
К коммерсантам присоединился председатель общества защиты прав предпринимателей Алексей Оплетаев. «Мы стояли тут тысячей; и ничего не добились, — объяснил он. — Вступайте в общество, и мы займемся этим делом». «Вступаем!» — раздались дружные выкрики.
Оплетаев с соратниками подготовили открытое письмо мэру и губернатору. К заместителю Степана Киричука Валерию Федоренко инициативная группа общества проникла в 18.40.
Федоренко сказал мало утешительного. Закон лоббировали производители водки и некоторые властные структуры. Первые надеются избавиться от «левых» конкурентов, вторые — получить больше налогов. Федоренко обещал подключить юристов.
По слухам, в Москве торговать водкой в ларьках разрешили. Инициативники заметили, что водку все равно будут продавать, только из-под полы.
Простых человеческих аргументов больше чем достаточно. Куда девать запасы спиртного? Кто возместит убытки? Как пристраивать 25 метров зимой? Федоренко развел руками — могу только посочувствовать. Конечно, решение этого вопроса в компетенции губернских властей. Но Оплетаев намерен выйти в областную администрацию, получив поддержку мэрии. Письмо общества защиты прав предпринимателей будет вручено Степану Киричуку.
Продолжение следует…