В Тюмени пошли пушкинские часы
Наконец-то в нашем городе включены юбилейные пушкинские часы и пошел отсчет времени до летнего дня. 6 июня с.г. — 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Увы, ничего особенного не слышно про работу областной юбилейной комиссии, про обещанное финансирование. Кризис и тут спутал карты…
И вот, на свой страх и риск, первыми сказали «а» не вузы, не театры, не дворцы культуры, не художники. Дали старт городской юбилейной Пушкиниане сотрудники Центральной городской библиотеки (директор Полина Шилова) и ее филиалов. Торжественный вечер 28 января с.г. собрал многих поклонников гения, не было только представителей властей всех уровней и рангов, бизнесменов, мало было и журналистов.
Вечер получился очень душевным. Словно в ожидании прихода Пушкина его друзья затеяли в гостиной разговор о творчестве, читали стихи, музицировали. И если бы конференц-зал библиотеки был побольше, то под музыку свиридовского вальса к «Метели» можно было бы устроить танцевальный тур. Юные исполнители из ансамбля скрипачей детской музыкальной школы №2 (педагоги Лариса Лопарева и Татьяна Пустыльникова) играли так вдохновенно, что звуки врачевали, поднимали душу.
В библиотеке развернулась выставка работ юных тюменских художников на пушкинские сюжеты. В читальном зале — выставки книг и библиографических материалов.
Вечер вел тюменский писатель Константин Лагунов («Пушкинский язык — сплав, превращающий толпу в народ», гений поэта выразил чувство нашего национального достоинства). Об изучении пушкинского творчества в нынешней России и в тюменских вузах говорила доцент кафедры русской литературы ТГУ Людмила Крекнина.
30 лет на сцене нашего театра драмы встречается с Пушкиным заслуженный артист РФ Геннадий Баширов. Свою сюиту любимых стихов он начал с лицейского «Рассудка и любви» (1814) и завершил «Клеветникам России» (1831), вызвав шквал аплодисментов.
Очень сильно прозвучали романсы русских композиторов на пушкинские стихи в исполнении лауреатов недавнего областного конкурса «Сибирская романсиада» Натальи Герасименко и Юлии Шаламовой. Свои стихи посвятили юбиляру студентки-филологи ТГУ Наталья Сергеева и Марина Хамзина, заведующая детской библиотекой №3 Антонина Маркова. Причем Шаламова и Маркова затронули наиболее значимые повороты в пушкинской судьбе.
Тюменский художник Дмитрий Бобонич призвал настраиваться на волшебное звучание пушкинской мысли, тем самым готовя себя к лучшей участи в жизни. О пророческом даре поэта размышлял ответственный секретарь областной писательской организации Сергей Шумский. Прозаик Борис Комаров, автор «Записок таксиста», заметил, что иногда наступает этакое привыкание к Пушкину. Хлестаковское «с Пушкиным на дружеской ноге» свежо и сегодня, особенно у наших новых конъюнктурщиков, копающихся в грязном белье давно прошедших лет. Чистым надо быть перед ним — и Комаров сейчас переписывает от руки «Капитанскую дочку», заново переживая голос пушкинской музы.
Комарова поддержала главный библиотекарь ЦБ Тюмени Надежда Долгиерова, передав свое ощущение поэзии и судьбы. Слово предоставили Аркадию Захарову. Тут я должен извиниться перед читателями — один начальник все-таки среди нас был. Аркадий Захаров — ответственный работник одного из городских департаментов. Но на вечер он пришел как интересный писатель, автор эпических полотен о судьбах тюменского края и исследователь пушкинского творчества. Тому свидетельство — монография «На неведомых дорожках» на тему «Пушкин и тюменский Север». Захаров напомнил, что с Сибирью связаны судьбы 18 родственников Пушкина, один из которых был даже тобольским губернатором.
На свои скромные средства библиотекари купили алые гвоздики, вручая их выступавшим. Те из них, кто заметил вазу с цветами перед портретом Пушкина, оставили свои дары в ней. 10 февраля с.г. — 162 года тому горькому дню, когда плачущий Василий Андреевич Жуковский вышел к молчаливой толпе, окружившей дом на Мойке, с печальным известием… «Солнце русской поэзии закатилось», — скажет еще один русский гений Владимир Федорович Одоевский при гробовом молчании петербургской прессы и получит за то выговор министра просвещения. Формально власть была права и карала дуэлянтов. Но то был особый случай, и, наверное, тюменцам тоже стоит (по примеру Петрограда) ввести традицию отмечать этот день.