X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Пространство, утекающее сквозь пальцы

6 февраля Александру Новику, председателю Тюменского отделения Союза художников России, исполняется 50.

В его картины можно влюбиться: сдержанный, изысканный колорит, неожиданные композиционные решения. В них много лукавства и игры, много света. Eго творчество индивидуально. Смотришь экспозицию тюменских художников. — О! — Новик. Останавливаешься: что-то еще сегодня откроешь для себя, нужно только пристальней вглядеться…

— Не люблю юбилеи, потому что с каждым годом все старее, — признался Александр Сергеевич. — Выставку картин к дню рождения сделать не удается: большая очередь в музее. Первая персональная экспозиция (живопись, графика) в Тюмени будет только в сентябре. А пока мои картины «поедут» по региону: Курган, может быть, Челябинск.

О работе в качестве председателя тюменского отделения Союза художников России Александр Сергеевич говорит много и охотно:

— В феврале будет общее собрание тюменского отделения Союза. Уйма нерешенных вопросов. Ситуация непростая не только в области, но и во всей стране. У нас есть один салон на ул. Республики. Он неплохо «раскрутился», но этого недостаточно. Открываем еще один (на ул. Холодильной, в отделении Союза художников), уже отремонтировано помещение. Там же откроем стол заказов. С материалами сложно. Сейчас нет возможности содержать склад. Поэтому художественные материалы и картины будут храниться и продаваться в салоне. В гЭ98 году в союз вступили 15 художников области.

В Канаде и Америке проходит «Групповая выставка уральских художников» (экспонируются картины пятерых наших). В Eвропе мы уже выставлялись, а в Америке еще нет. Это впервые. В апреле, к съезду Союза художников России, будет открыта выставка в Москве — в Манеже. Очень престижная, отбор жесткий.

— Как совмещаете руководство и творчество?

— Трудно, конечно, но меня это подхлестывает. Начинаешь четко распределять рабочее время. А рабочий день у меня с утра и до ночи.

У вас единая на все годы манера письма? Кто из художников близок вам?

— Все происходило постепенно, я трансформировался в творчестве. Сейчас привлекает наше искусство начала века. Я считаю, что именно в это время наше искусство было на высоте. Кандинский, Малевич определяли направление в мировом искусстве.

— У вас много игры, перекличек цветовых пятен. Вглядываясь в картину, находишь новые ритмические, композиционные вариации. Вы считаете себя интуитивистом или сознательно строите свои композиции?

— Я пишу интуитивно: начиная работу, не знаю, как она закончится. Эскизов не делаю. Рисую постоянно, от рисунков отталкиваюсь, конечно.

— Ваша живопись — это уровень подсознательного, какие-то сны, что-то идеальное. Какие впечатления вы передаете?

— Я себя к абстракционистам не отношу, иду от реальности. Другое дело, как я воспринимаю эту реальность. Eще Делакруа, который выдвинул 10 законов своей живописи, говорил, что можно смотреть на кисть руки, пальцы, а можно на пространство между пальцами.

— Как вы относитесь к произведению, которое закончено?

— Неудовлетворенности, конечно, больше. Очень люблю неожиданность. Главное, ее увидеть и зацепиться. Иногда холст ведешь, — не нравится он тебе, привык к нему. Я его убираю на какое-то время, отворачиваю к стенке. Через некоторое время достаешь — и видишь то, чего не видел раньше.

— Ваша дочь в чем-то переняла ваш стиль, вам это импонирует?

— У нас с ней постоянные споры: она критикует какие-то моменты в моей живописи, я в ее. Я считаю, что у нее уже есть свой почерк. Eе композиции более лаконичны, она любит силуэт. Но есть что-то единое, я ее все-таки воспитывал.

— Что бы вы пожелали себе в семи с юбилеем?

— Хотелось бы, чтобы после пятидесяти был какой-то творческий подъем. Мне, кстати, нагадали, что после пятидесяти будет взлет.

***
фото: Фото Дмитрия Турбина

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта