X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Как стать любимой

Театральная Тюмень открывает в эти дни свою новую звезду. Актрису нашего театра кукол и масок Зинаиду Николаевну Береговую. 16 февраля с.г. она выходит на сцену в спектакле «Подменыш» в ее честь, а 22 февраля грядет бенефис. Спустя 15 лет кукольники вернулись к этой форме праздничного величания творческой личности.

Формальный повод — круглая дата и 25-летие работы на тюменской сцене после окончания кукольного отделения Саратовского театрального училища. Неформальный — вспомнив о датах, в театре кукол и масок «перелистали» ее «личное дело». И роли, и общение с коллегами, и редкая самоотдача в любом сценическом качестве с неподдельной радостью за успех партнера вдруг высветили неповторимое и важное место Береговой в театре. Eе лучшая роль — Золушка. Это ее второе имя, ибо совпали роль, кукла и человек. Произносят ласково и тепло, произнесут и забудут -хватает разных дел у окружающих…

Чаще всего режиссеры видели ее в нежно-трогательных романтических одеждах, в страданиях униженных и оскорбленных героев (в «Посланце магараджи», «Гадком утенке»). 15 лет она играла Золушку в прекрасном спектакле (1981) одного из лидеров королёвской школы «человек и кукла» Валерия Шраймана. Нет, постановку не сняли. Пожар 1996 г. уничтожил кукол и декорации. Все помнят, как замирал зал, когда Береговая выходила на авансцену и горько спрашивала: «Добрые люди, где вы?» И однажды в тишине ребенок ответил: «Мы здесь.»

Широту творческого диапазона актрисы заметил нынешний главный режиссер Григорий Гольдман. В пяти спектаклях 90-х гг. она трижды получала главные роли. Олененок Сэмбо тоже удался Береговой. Особенно главный мотив — давайте вместе спасать все живое на земле, ведь жить во имя добра и нравственно, и выгодно. Спектакль Гольдмана-Осколкова получил главную награду областного фестиваля — «Золотого Конька» (1998). И в то же время Береговая блеснула в небольшой острохарактерной роли заседателя Сюзанны в «Чисто французской истории» (1997).

Диву даешься, когда смотришь ее репертуарный лист — гадкая, ехидная маленькая госпожа в «Звездном мальчике» (1991), хулиганистый Нуф-Нуф в «Трех поросятах» (1993), Пятачок в «Винни-Пухе» (1994), оглашенно-доверчивая Дуняша в гоголевской «Женитьбе» (1996), матерь человеческая в «Подменыше» (1998), замечательный щенок в «Котенке по имени Гав»(1998)… Где лавры, звания, почему молчат фанфары? Трогательные, душевные натуры часто не попадают в фокус всеобщего внимания. Никого не виню в театре.

Такова судьба Береговой, таково ее счастье — «служенье муз не терпит суеты». Eе фокус — наслаждение внутренней работой, подготовкой к сцене. Приручение куклы, когда поначалу она ей не нравится. Устойчивый ритм поведения — никаких опозданий и срывов за 25 лет. Лишь один перерыв — родилась дочь.

Eе судьба уникальна. В начале 70-х Береговая заканчивала среднюю школу в казахстанском Джезказгане. После падения ГУЛАГа там осталось жить много интересных людей. Продолжение трагедии — вчерашним узникам некуда было возвращаться. Палачи повыбили всех родных и близких. Зину окружали хорошие врачи, учителя, актеры из зэков. Она помнит старую графиню, встававшую засветло в очередь к винной лавке и читавшую великие стихи на семи языках мира. Наталья Мешкова. Eе учитель английского языка. Вела театральный кружок. Под гриновскими алыми парусами бегущая по волнам мечты Зина умчалась в избранный по наитию Саратов. В 1975-м там ее увидел работавший тогда у нас один из лидеров уральской зоны Юрий Набоков. И увез в Тюмень. С 1975 г. в ее трудовой книжке только одна запись — о работе в театре кукол и масок. Eе муза — Верность. Профессии, творчеству, театру, зрителям.

Муза поддержала ее, когда Набокова сменил Анатолий Тучков, и в стационаре играли только звезды той эпохи, молодые (Береговая с коллегами) набирались опыта во время долгих гастролей в самых глухих местах громадной области. Так стала она крепким «профи», искусным кукловодом, освоила все тонкости мастерства.

Гольдман сказал про нее -надежная опора сегодняшней труппы. Черновая работа для Береговой — что праздник премьеры. Спрашиваю о любимых спектаклях, а она — про Нину Вальтонс, ее удачи, про Василия Лазарева, Александра Глебова… Только гриновские паруса не выцвели, годы усилили ее интеллект, тягу к прекрасному рядом, книгам, стихам. Завлит театра Татьяна Осколкова: «Поражает ее начитанность». На бенефисе Береговая решилась на необычный шаг — она подготовила поэтические моноспектакли по стихам Ахматовой и Цветаевой. Выбрала Ахматову… Терпкое созвучие с великой женской судьбой — многоликой и драматичной. Переживание своих горестей и радостей, которые Береговая всегда забывает после второго звонка. Она сохранила свою детскость как главную струну души в ладу со взрослыми буднями. Свежее восприятие мира, столь ценное для творческого диалога с ее любимым зрителем.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта