От распятия до электрического стула
«Мы вот тут посовещались и решили, что ажиотаж должен быть не меньше, чем на уродах», — сказал один именитый фотокор, зорккм глазом окинувший экспонаты выставки «Палачи и жертвы» из петербургского музея восковых фигур.
Мне понадобилось изрядное количество времени, чтобы поднять глаза и заставить себя рассматривать сцены, от которых кровь стынет в жилах. «А я сплю с экспонатами в одной комнате уже два дня, и ничего, кошмарики не снятся», — весело призналась менеджер музея Ирина Тихонова и прочла журналистам пространную лекцию об истории пыток и о создании музея восковых фигур.
Давным-давно жители многих стран интересовались воском. Воск — материал живой, пчелиный. Поэтому ему издавна придавался магический смысл: в изделиях из него продолжалась жизнь ушедших. Из воска делали маску с умерших, ей поклонялись, она хранилась дома ровно сорок дней. Такие маски создавали древние египтяне и римляне. Римляне же стали создавать восковые фигуры умерших, одевая их в те наряды, которые носил человек при жизни.
В России не было такой традиции. Она возникла только в эпоху Петра Великого. Первая восковая фигура появилась через год после смерти Петра, в январе 1726 года. Сделал восковую персону почившего государя знаменитый скульптор Карло Растрелли. Затем были созданы восковые персоны дочери Петра Eлизаветы Петровны, графа Шувалова… Впоследствии секрет создания восковых фигур был утерян. Только в девяностые годы нашего века восстановили рецепт. И, продолжая традиции, первыми изваяли фигуры династии Романовых.
Что касается Западной Eвропы, то она более активно развивалась в этом направлении, переняла традиции от древних. Во Франции уже в XVIII веке был музей из 30 фигур. Причем его владелец был близко знаком с женщиной, которая воспитывала будущую знаменитость — Мари Тюссо.
Когда началась Великая французская революция, юной Тюссо дали ужасное задание: снимать восковые маски с голов гильотинированных жертв революции. После, уехав в Лондон, Мари создает свой музей восковых фигур. Именно в нем, в «отдельной комнате», Тюссо выставляет чудовищные маски — наследие революции. До 74 лет Мари Тюссо возила по всем городам Англии свои экспонаты. На сегодняшний день в лондонском музее около 3 тысяч фигур. А «отдельная комната», которую еще назвали «палата ужасов», — самая посещаемая часть музея, более 2 миллионов туристов каждый год.
…У петербуржцев идея несколько иная: они отказались от исторической конкретики, от персонификации преступников и жертв. Главное — проследить историю наказания за две тысячи лет. Приходите и смотрите на изощрения злого человеческого гения. Выставка размещена в стенах музея изобразительных искусств по Орджоникидзе, 47. Душераздирающее зрелище.
***
фото: