Жилищно-коммунальное счастье
В пятницу на пресс-конференции депутат Вадим Бондарь рассекретил таинственный документ о проверке финансовой деятельности предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Фирма «Порт-Аудит» выяснила, что Водоканал и тюменские тепловые сети для расчета тарифов на воду и тепло используют устаревшую нормативную базу, разработанную без учета экономии ресурсов и финансовых средств. А в результате?
По плану теплосетей 1 Гкал стоит 18 рублей 10 копеек, реальная цена 17 рублей 50 копеек. Поданным аудиторской фирмы, по плану должно быть 15 рублей 20 копеек, фактически же — 9 рублей 70 копеек, Завышение тарифов произошло по ряду причин. В течение 1998 года предприятию на обслуживание передавались ведомственные теплосети. Расходы на их содержание и эксплуатацию в течение календарного года по закону должны обеспечиваться передающей стороной. На деле же все затраты покрывались за счет дополнительно привлекаемых теплосетями бюджетных средств, что привело к повышению себестоимости оказываемых услуг на сумму 11 347 462 рубля.
В ходе проверки также выяснилось, что договоры со страховыми компаниями в этот период не заключались и перечислений страховых взносов не производилось, однако на предприятии имеется страховой фонд в сумме 349 ООО рублей. Создан он из бюджетных средств, что также привело к повышению себестоимости услуг и удорожанию тарифа на тепло.
Водоканалом неправомерно включены в тариф налоги, не входящие в состав затрат (налог на благоустройство территории, на содержание жилого фонда и соцкультбыта). Процент завышения составил 1,1% от общих затрат на водопотребление и обслуживание канализационных стоков. На величине тарифа сказались и премии по итогам работы за год, которые должны выплачиваться только из прибыли предприятия. Стоимость услуг завышена на 4,6 %. Формируя тариф на питьевую воду и водоотведение. Водоканал завысил общие затраты на 3 245 367 рублей, или на 11%.
Фирма «Порт-Аудит» проверила и хозяйственную деятельность Водоканала. По результатам анализа состояния водопроводных сетей в Тюмени новосибирский институт «Сибгипрокоммунводоканал», определив износ трубопроводов, рассчитал норматив утечки, который составил — 19,5%. Реальные потери в первом полугодии 1998 года составили 25,5%, Анализ показал, что из 1636 потребителей воды (юридических лиц) лишь 15% имеют счетчики воды. Остальные, по сути, берут воду бесконтрольно.
Другие подразделения жилищно-коммунального хозяйства, жилищные управления по результатам проверки также оказались не без греха. В МП ЖЭУ Ленинского округа имеется база отдыха, затраты на содержание которой включаются в эксплуатационные расходы на содержание жилого фонда.
Некоторые предприятия (например, МУП ЖЭУ «Водник»), имеющие ограниченный перечень видов деятельности, осуществляют сбор денежных средств с населения, и в качестве вознаграждения за свой труд взимают 10% от собранной суммы. В жилищных управлениях отсутствуют договоры с подрядчиками, что не позволяет осуществлять контроль за количеством и качеством услуг. В конечном итоге это приводит к тому что заказчики оплачивают планируемые расходы, а не фактические. Таким образом, «вся разница между стоимостью фактически выполненных и запланированных работ оседает на предприятиях ЖКХ, контроль за которыми отсутствует», делают вывод специалисты «Порт-Аудита». В городе имеется департамент ЖКХ, в округах — комитеты ЖКХ, Последние, по словам Вадима Бондаря, подчинены не департаменту, а главам административных округов. В итоге спросить не с кого, хотя содержание аппарата комитетов ЖКХ для городского бюджета обходится недешево.
Затраты на одного сотрудника в месяц в комитете ЖКХ Ленинского округа — 8,59 тысячи рублей, из них на зарплату — 4,82тысячи рублей. В Централь-ном — 6 тысяч рублей, из них зарплата — 4,19 тысячи рублей. В Калининском — 10 тысяч рублей, на зарплату из них — 7,13 тысячи рублей. «Порт-Аудит» предлагает упразднить в округах комитеты ЖКХ, являющиеся промежуточными звеньями в цепочке «заказчик — подрядчик». Их функции частично передать департаменту ЖКХ и его службам.
В целях реформирования необходимы также поэтапный переход к развитию конкуренции в сфере обслуживания ЖКХ, ужесточение контроля за порядком расчета стоимости услуг на предприятиях, контроль за порядком осуществления финансирования деятельности таких предприятий, установка тепло-и водосчетчиков.
Eсть решение главы города разработать программу реформирования ЖКХ в трехмесячный срок с момента окончания аудиторской проверки. Время пошло. .