X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Главная улица моей жизни

Продолжается конкурс читательских писем о Тюмени

Подведение итогов в День города (июль 1999 года). Приз — видеомагнитофон «DAEWOO» — предоставлен магазином «Маэстро» (сеть магазинов: ул.50 лет ВЛКСМ, 91, ул.Кирова, 12, ул.Ленина, 77 -торговля аудио-, видео-, бытовой техникой).

Письма отправлять в адрес редакции с пометкой «На конкурс «Я люблю тебя, город».

Тел. для справок 46-49-94.

«Два чувства равно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва…»

А.С. Пушкин

Благовещенская, Царская, Республики — это все названия главной улицы моего родного города.

И судьба моя, и далеких моих предков оказалась с ней тесно связанной. За свою большую жизнь тысячи раз прошагала я по центральной улице Тюмени и, кажется, знаю теперь не только здания, но и каждый ее камень.

И сегодня мы пройдем по ней еще раз, а гидом этой необычной экскурсии будет благодарная память…

По существующей семейной легенде, почти два века назад по ней мимо Благовещенского собора прошагали, закованные в кандалы, мои далекие предки — братья Веденяпины, декабристы, члены «Общества соединенных славян».

И путь их лежал в далекий Иркутский острог…

Почти через 100 лет уже по Царской улице мчались экипажи- кареты с упряжками в 4-6 лошадей, были они на рессорах и резиновых шинах. Внутри кареты имели мягкие сиденья, отделывались красным или зеленым сафьяном, снаружи оклеивались листами орехового дерева и покрывались лаком. Некоторые металлические детали украшались листовой бронзой и начищались. Цена такому экипажу была большая, но сколько труда и умения вкладывалось в это дело! Я бы не говорила об этом так подробно, если бы не делал их вместе с большой семьей мой дед Василий Ильич Калугин, который был отличным мастером, кустарем-экипажником, жившим в своем доме в Ямской слободе на Ирбитской улице, где в раннем детстве довелось жить и мне.

А уже много десятилетий спустя чеканил шаг по улице Республики мой отец Николай Васильевич Калугин — первый чемпион Тюменской области по лыжам, мастер спорта СССР по стендовой стрельбе, участник Великой Отечественной войны, — открывая торжественный парад в День физкультурника.

На этой же улице стояло Александровское реальное училище, в нем в свое время учился мой отец, а позднее, в конце 20-х годов, в сельхозтехникуме преподавал мой дед по материнской линии Николай Николаевич Веденяпин, интеллигентнейший человек с дипломами двух вузов, знавший несколько иностранных языков, прекрасно игравший на фортепиано.

Остались первые яркие впечатления об этой улице и в моей детской памяти.

После пожара, увиденного мной в 3-4-летнем возрасте, помню, ужасно боялась красного цвета. И, проходя мимо пожарного депо, что было на месте нынешнего Вечного огня в начале улицы на Исторической площади, судорожно хваталась за материнскую руку и старалась скорей пробежать мимо, не глядя на устрашающие пожарные машины красного цвета.

А как-то давным-давно, уже в 30-х годах, решили тюменцы озеленение своего города начать с главной улицы — высадили деревца, кустарники. И надо ж такому случиться: я увидела, как стадо коров (а они в ту пору свободно ходили и по этой улице) мгновенно покончило с этими посадками. Это воспоминание — с горьким оттенком.

Eще я помню «сладкий» магазинчик около аптеки. Боже мой, какая там была карамель — и пестрая китайская смесь, и лимонные корочки, и орешки в корице!

На улице Республики произошло и первое мое знакомство с миром искусства. В ДИТРе (дом инженерно-технических работников), что размещался в здании старой филармонии, бесконечно смотрела полюбившийся, думаю, первый в истории мультипликации, фильм «Винтик-Шпунтик».

Кинотеатр «Темп», куда ходила до войны с мамой, запомнился фильмом «Дети капитана Гранта», и особенно поразила картина «Дочь партизана». Это уже потом я узнала, что главную роль в ней сыграла пионерка Гуля Королева, героически погибшая в Великую Отечественную.

В аптекоуправлении, на втором этаже единственной тогда в Тюмени аптеки, самодеятельные артисты — служащие поставили несколько спектаклей. Особенно запомнился «Беда от нежного сердца» Соллогуба, где моя мама сыграла одну из главных ролей — Настеньку, и была она тогда, конечно, самой-самой… А для меня это первое в жизни знакомство с театром.

На углу улиц Республики и Семакова размещалось педучилище. Была там библиотека, где работала мамина знакомая, и мы частенько бывали там. Я брала в руки так приятно пахнущие еще типографской краской новенькие книги. Сначала это были Шарль Перро, Андерсен, потом Майн Рид, Жюль Верн, Виктор Гюго…

В этом же здании позднее меня принимали в комсомол, чуть дальше по улице был обком ВЛКСМ, куда однажды меня пригласил для беседы первый секретарь К.И. Дубинин, а несколько позже на заседании бюро, куда были созваны секретари школьных комсомольских организаций, посвятил мне свое стихотворение-экспромт Коля Джура, ставший через много-много лет моим мужем. Оно и сейчас хранится в моем семейном архиве, напоминает о днях моей юности.

Война! На месте современной междугородной телефонной станции когда-то находился горвоенкомат. Запомнился грандиозный митинг, куда сбежались и мы, ребятишки.

Патриотические чувства охватили и нас. Именно там шла запись первых добровольцев на фронты Великой Отечественной, и мы все видели и слышали. Это потом уже пошли похоронки, затем была «Книга Памяти», увековечившая подвиги наших родных.

Вспоминается один эпизод. Шел голодный 1942 год. Отец на фронте, мать осталась с малолетними детьми.

Послала она меня однажды отоварить хлебные карточки. Долго стояла я в магазине, известном тюменцам как «Тройка», что на улице Республики, а жили мы в Затюменке. Получила хлеб и радостная вприпрыжку побежала домой, незаметно, как мне казалось, отламывая крошечки хлеба в дырочках авоськи.

И вдруг уже во дворе дома с ужасом увидела, что в сетке лежал лишь маленький общипанный кусочек. Я оцепенела.

Навстречу вышла мама, глянула и заплакала. Тогда я думала, что жалко ей было хлеба, только потом поняла, как горько и больно было видеть ей своих голодных детей.

Время шло. 10-й класс. Я — секретарь комсомольской организации женской школы N 21. В старом здании радиостудии, что была у кинотеатра «Темп», впервые выступила по радио в прямом эфире с новым комсомольским почином. А диктором в ту пору был Eвгений Матвеев, и мы, девчонки, были влюблены в него. Да и как можно было не влюбиться? Молодой, стройный, красивый! Подкарауливали его у студии и затем шли по улице Республики следом, видя только его спину и при этом испытывая настоящее счастье.

Думаю, что мы тогда совсем не походили на современных фанаток.

Около часовни, о восстановлении которой сейчас ведется много разговоров, мы, школьники, назначали первые свидания, ведь она стояла в начале площади, на той же центральной улице, между мужской и женской школами.

Закончена школа. Я еду в Ленинград, в институт, Светлое будущее, розовые мечты освещали этот путь. Поступила на исторический факультет, конкурс огромный. На первом экзамене попался билет о гражданской войне в Сибири. И надо же такому случиться, что именно этой теме был посвящен реферат, который я готовила в Тюмени, в парткабинете горкома партии, что был тоже на улице Республики.

И, конечно, заветная пятерка была обеспечена. А дальше — успех на последующих экзаменах. И конечный результат — ура! — зачислена.

Часто думаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы не такая счастливая случайность. Может быть, меня ждала бы лучшая судьба?

А вот 12-этажное здание Тюменьгазпрома на улице Республики, 143а. Здесь до 1984 года, до выхода на пенсию, работала я в должности старшего инженера. В память об этих годах осталась медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», врученная В.С. Черномырдиным, в ту пору начальником главка.

Это на наших глазах Тюмень из тихой и захолустной превратилась в могучий, полнокровный, научный, промышленный, культурный и административный центр нефтегазодобывающего региона страны.

И главная улица несла на себе отпечаток всей этой истории.

Наша экскурсия подошла к концу. Я рассказала, как моя судьба и судьба моих предков были тесно связаны с Тюменью и какую роль сыграла она в моей жизни.

Сейчас моей маме ровно 90 лет, из них более 70 живет она в Тюмени, но всякий раз, вспоминая свою родину — маленький тихий городок Белев на Оке, говорит: «А вот у нас такая вишня — крупная да сладкая! А у вас тут ужасные комары!»

И кажется, не может понять до сих пор, почему отец, повидавший красоты и европейской России, и зарубежных стран, вернулся с войны в родную Тюмень, краше которой для него не было ничего. Почему я, мой брат, дети, муж — все живут именно здесь. Да, наверное, и объяснить это все очень трудно. Родина большая и малая неотделимы от нас.

И на вопрос, за что же я люблю свою Тюмень, отвечу так: не знаю, просто люблю.

***
фото: Ул. Республики, 1963 г.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта