Одиночное плавание
В сеете нерадостных событий на рынке лекарственных средств взгляды пациентов устремились на отечественную продукцию. Российская фарминдустрия, как известно, располагает скромными возможностями, однако другого выхода нет.
Тюменский химфармзавод изо всех сил помогает больным землякам. Каждое новое лекарство, освоенное заводом, воспринимается как наша большая победа. Правда, лекарств этих пока не больше трех десятков. И, как сетуют в аптеках, нет стабильности: сегодня препарат выпускают, завтра — нет.
В принципе, у российских фармацевтических предприятий есть лишь одна хорошая перспектива — войти в международный концерн ICN. Это сулит материальную и прочую помощь. Сегодня к концерну присоединились крупнейшие отечественные фармфабрики, совсем недавно примкнул Томский ХФЗ. Но нашему заводу это не светит. По словам заведующей отделом менеджмента Тюменского ХФЗ Галины Eмелевой, ICN интересуют современные и перспективные производства. Не то чтобы наш завод особо отсталый, просто развиваться некуда, к тому же на корпуса наступает берег Туры. (Руководитель ICN Милан Панич на вопрос «Тюменского курьера» ответил, что Тюмени в его планах нет. — Ред.).
Одним словом, надеяться нужно только на себя. Собственные ресурсы ограниченны, оттого и стабильности достичь не удается. Обычно ХФЗ не покупает субстанции (основа для выпуска лекарства), а берет их в кредит. Взамен поставщик субстанции получает не деньги — готовый препарат. При таком способе завод, конечно, весьма зависим.
Например, одно время выпускали метронидазол (антибактериальное средство) из субстанции одной канадской фирмы. Сотрудничество по разным причинам прекратилось, и метронидазол был исключен из заводского прайс-листа.
Как бы то ни было, мало-помалу список препаратов растет. Г од назад прайс набирали самым крупным шрифтом и он едва занимал страницу. Теперь шрифт стал убористым, при том же объеме. Недавно гриппующий город с благодарностью воспринял появление тюменского бромгекси- на, который в несколько раз дешевле импортного.
Освоив новинку, завод не всегда попадает в точку. Наладили вот производство мезапама, ни- тразепама и назепама. Хотели порадовать бабушек. А правительство возьми и выпусти распоряжение об ужесточении контроля за распространением наркотических препаратов. Отныне их надо хранить в особой комнате под замком (обезумевшие наркоманы стали вламываться в аптеки). Не каждая даже крупная аптека способна на это. Результат — аптеки просто отказываются брать столь проблемные лекарства.
К сожалению, заводские условия не позволяют выпускать антибиотики и витамины. Зато в ближайшем будущем появятся тюменские клофелин (от давления), ранитидин (желудочное) и кетотифен (противоаллергическое). Конечно, цены обещают быть более чем приемлемыми. (Кстати, носители контактных линз должны быть благодарны нашему ХФЗ за то, что физраствор аптечного изготовления не подорожал).
Тюменский ХФЗ работает на всю страну. Торговый знак завода знают в обеих столицах. Правда, там тюменскими лекарствами торгуют те, кто снабжает завод субстанциями. Напрямую завод сотрудничает преимущественно с Сибирью и Дальним Востоком. Главный менеджер Галина Eмелева отмечает нехорошую тенденцию к сужению рынка сбыта: покупатели из других регионов все чаще жалуются, что не окупают затраты, мол, мешает фиксированная торговая надбавка.
Регионализация — бич нашей промышленности. В прошлые годы почти в каждом областном центре шили драповые пальто, разливали газводу «Буратино» и т.д. Примерно то же самое сейчас. Продукция фармфабриктоже очень однообразна, и нет смысла, допустим, отправлять тюменский парацетамол в Томск, где полно своего. К тому же в России выпускают не оригинальные или патентованные препараты, а «дженерики» (например, аспирин — это патентованное название, а ацетилсалициловая кислота — «дженерик»). Вот и конкурируй тут, когда даже названия одинаковые.
Трезво оценивая обстановку, завод развивает собственную торговую сеть в родном городе. Уже сейчас, по словам директора ХФЗ Николая Морева, свои аптеки и киоски приносят больше денег, чем оптовые покупатели.
Некоторые надежды связывают на заводе с новым производством на Велижанском тракте. Но когда еще его достроят.
…Михаил Жванецкий как-то пошутил: наши лекарства то же самое, что импортные, но не помогают. Будем надеяться, что на препараты нашего ХФЗ это не распространяется.
***
фото: