X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

VIР за рулем. Время дорожной демократии еще не пришло

После визита было ощущение, что я гостила у хорошего друга с пирогами и чаями. Настолько по- домашнему текла беседа с заместителем начальника ГУВД Николаем Белос- лудцевым, в прошлом начальником областной ГАИ.

— Стал водителем давно, удостоверение получил в 1973 году. А первое транспортное средство — отцовский мотоцикл серии «К». Лет в одиннадцать сел за руль, ногами не доставал до земли. Первый автомобиль появился в 1979 — купленный родителями «москвич». Верой-правдой отслужил 10 лет. По очереди с братом на нем ездили.

Потом были «волга», «жигули» 99-й модели, две подержанные иномарки. Сейчас тоже, к сожалению, подержанная иномарка, 1992 года. Новая — это мечта. Хотя машина попалась удачная, привез из Германии. В идеале машин надо минимум две. Одна для плохих дорог, другая — представительская (иномарка). Я хоть и патриот, да и сервис дорог, но ощущения от иномарки с ездой на наших не сравнишь. Комфорт много значит. К тому же большинство наших автомобилистов — на- ездники-лихачи. Себя тоже к ним отношу.

Чтобы досконально знать механизмы, вмешаться оперативно в какую-либо неисправность, надо, чтобы руки были на месте. А иномарка, если она приличная, требует вмешательства реже, чем отечественный автомобиль.

* * *

Что до отношений с инспекторами, то это как в анекдоте: несколько дней побыл автомобилистом, и как я вас, гаишников, ненавижу! Проехал всю Россию и Украину за счет удостоверения. Был случай: рано утром, часов в пять, еду — дорога абсолютно пустая, даже курицы нет. Я так хорошо придавил, километров 140. А тут знак — 60 км. Вдруг из-за гражданской машины, стоящей в сторонке, выскакивает человек с жезлом. Подходит, улыбчивый. Я говорю: «Прости, увлекся, дорога пустая (достаю удостоверение), виноват, коллега». Он козырнул: «Товарищ полковник, начальнику ГАИ все можно». Такое было замечательное утро, и у -него было хорошее настроение. Это много значит.

* * *

Eсли говорить о внутреннем построении госавтоинспекции, то главная проблема — это, конечно, люди. Сегодняшнее положение дел, попытка перестроить ГАИ, включая наименование, предпринята правильно, но есть серьезное сомнение в ее своевременности.

Лозунг прекрасный: сотрудник госавтоинспекции должен из надсмотрщика на дороге превратиться в союзника участников движения. Но предпосылки отсутствуют.

Я не люблю слово «беспредел», называю это «правовой нигилизм»: совершеннейшее отсутствие правосознания у многих участников движения. Поэтому сейчас нельзя смягчать меры. Не время демократию вводить на дороге. Недаром у нас автомобиль является источником повышенной опасности. За пренебрежением к требованиям правил дорожного движения стоят прежде всего жизни.

Надо выявлять грубые нарушения, реально влияющие на безопасность. Должны быть исключены мелкие придирки, но за серьезные нарушения должны быть и меры чрезвычайно суровые. А у нас как: оштрафовали, пальчиком погрозили — и все.

Никто ведь не говорит об этом в Германии или в Англии: попробуй там проехать на красный сигнал светофора! Я встречался со своим коллегой в Германии. Вот там ни одному автомобилисту не приходит в голову попытаться обогнать справа или из среднего ряда повернуть направо. Поданным 1996 года, в Ганновере (численность населения примерно такая же, как в Тюмени) за год в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет 22 человека. А мы до сотни гробим, а то и больше.

У нас ведь и пешеходы не отличаются от тех, кто сидит за рулем. Выбежать на проезжую часть могут в любом месте. Лихачество в крови.

* * *

В 1990-1991 годах законодательство разрешало на местном уровне регулировать вопросы дорожного движения. На сегодня такая возможность практически исключена. Нельзя ужесточить меры. В такой ситуации работать сложно. К тому же задержки заработной платы. Eсть факты откровенного вымогательства со стороны работников ГИБДД. Я таких людей не оправдываю. Но нужно выживать, и они идут на преступление. Я понимаю тех, кому нечем накормить ребенка. У нас есть такие факты, когда семьи работников голодают. Но есть и другая сторона: зачем водитель платит, если считает, что он прав?! Это тоже чисто российское: на, отвяжись. А потом «телегу» пишут.

***

Сегодня серьезно влиять на безопасность дорожного движения госавтоинспекция не может. По исследованиям инспекции, существует около 100 факторов, влияющих на безопасность движения. Из них ГАИ способна была повлиять на 10-12 процентов. Все остальное зависело от экономических, социальных причин. На сегодня ГИБДД может уже повлиять от силы на 4-5 факторов.

* * *

Сервис по большей части у нас отвратительный. Могут надеть белые халатики, но на качестве обслуживания это не сказывается. Все делают спустя рукава. Был случай, когда у меня машину обслужили, забыли пробку завернуть. Хорошо, что сразу не поехал,’ а поставил автомобиль в гараж. Вытекло масло. Eсли б машина была на ходу, то вышел бы из строя двигатель.

На западе ремонт производят строго в соответствии с технологией, которую рекомендует завод-изготовитель. А у нас на эти вещи не смотрят. Рассказал о неисправности, ее устранят, а если рядом ещё что-нибудь, даже не подумают сделать, пока заказ не оформишь или сам- не покажешь.

***

Eще одно: полное отсутствие дорожного сервиса. Только сейчас начали появляться какие-то шиномонтажные мастерские на дороге, текущий ремонт. И сами дороги, конечно. Eсли за федеральными еще как-то присматривают (за Ишимским трактом, например), то в городе хоть караул кричи. ГИБДД обязана даже принуждать дорожников к работе. Регулярно проводим обследование дорог. Но все упирается в безденежье. Надо убирать снег, а сотрудникам трех ДЭУ полгода не платят заработную плату. То же с освещением.

Но вот парадокс: чем хуже дорожные условия, тем меньше совершается дорожно-транспортных происшествий. Водители крадутся потихонечку, пешеходы не бегут.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта