Жилищно-коммунальное счастье-2
Аудиторская фирма проверила предприятия жилищно-коммунального хозяйства города. Eе предварительный отчет с резкой критикой службы лег в основу материала «Жилищно-коммунальное счастье», опубликованного в «Курьере» 2 марта 1999 года. Заместитель главы территориального управления по Калининскому округу Виталий Харитонов был не согласен с итогами проверки — ряд положений документа вызвали у него сомнения.
В отчете указано, что комитеты ЖКХ не проводят конкурсы на заключение договоров с предприятиями на содержание и ремонт жилого фонда, иначе говоря не заинтересованы в улучшении качества обслуживания жилья. По словам Виталия Харитонова, это не так. Раньше у окружного комитета было четыре подрядчика. Сейчас три. От услуг четвертого, ООО «Тюменьдортранс», они отказались. В их адрес больше всего поступало нареканий от жильцов.
«При наличии большой задолженности граждан по квартплате практически не используется судебный порядок взыскания задолженности», — говорится в отчете. Виталий Харитонов уточняет:
— Жилтрест округа пробовал судиться. Решение суда: взыскать задолженность с ответчика по квартирной плате. А у квартиросъемщика нет денег. Выселить либо переселить в квартиру с меньшей площадью не позволяет закон. В итоге дело заканчивалось ничем, вдобавок ко всему истец нес судебные издержки.
«Отсутствуют договорные отношения между комитетами ЖКХ и населением, что не позволяет сторонам должным образом выполнять свои обязательства».
— Когда вышло распоряжение о заключении договоров с жильцами, комитеты оказались в роли мальчиков для битья, — говорит заместитель главы округа. — Квартирной платы хватает лишь на текущее содержание и на текущий ремонт: на замену стекол, починку дверей… Крупные поломки устраняются за счет дотаций из городского бюджета. Выделяются они нерегулярно и не в полном объеме. Поэтому комитет ЖКХ не в состоянии гарантировать выполнение своих обязательств должным образом. Потечет крыша, сломается водоподогреватель — и жилец, подавший заявление в суд, будет прав.
Как это ни банально, но самый больной вопрос в ЖКХ — а то финансирование, отмечает Виталий Харитонов. В прошлом году на капремонт необходимо было 47 миллионов рублей, утверждено бюджетом 12,7 миллиона, фактически освоено 9179,4 тысячи рублей. В этом году строка в бюджете на капремонт вообще не предусмотрена, хотя сумма потребуется не меньшая (ремонт крыши одного четырехподъездного девятиэтажного дома стоит 200 тысяч рублей, замена водоподогревателя — 60-80 тысяч рублей). С жильцов удастся собрать 1,5-2 миллиона (это в том случае, если деньги внесут 100 процентов квартиросъемщиков).
Найти дополнительные средства можно, считает Харитонов, если вернуться к прежней схеме взимания арендной платы с магазинов, расположенных на первых этажах жилых зданий. Таких в округе 187. Раньше 40 процентов арендной платы шло в ЖКХ. И это было справедливо, так как помещения этих магазинов также обслуживает жилищно-коммунальное хозяйство. Сейчас 100 процентов арендной платы идет в городской бюджет.
Также в самой системе жилищно-коммунального хозяйства необходимо четко определить, кому и сколько должны платить жильцы за коммунальные услуги. Так, за воду и тепло жильцы платят водоканалу и теплосетям, однако их коммуникации заканчиваются там, где начинается здание. Часть этих денег, как говорит Виталий Харитонов, должна идти на ремонт внутренних сетей, замену водоподогревателей и т.д.
Виталий Харитонов не разделяет мнения аудиторов о ликвидации комитетов ЖКХ в округах. Например, комитет ЖКХ Калининского округа управляет 19-ю подрядными организациями. Жильем из них занимается только три. Остальные занимаются благоустройством, санитарной очисткой округа, озеленением, освещением и т.д. Один департамент со всем этим не справится, считает Харитонов, так или иначе придется создавать подобные учреждения, только под другой вывеской.