Молодежь девяностых — потерянное поколение
— Три года назад в областной наркодиснансер в основном обращались алкоголики (90 процентов). А сейчас поровну алкоголиков и наркоманов. Скоро наркоманов станет больше, — пророчит врач диспансера Алексей Саленко.
Алкоголизм, по словам Саленко, остается на стабильном уровне. С наркотиками — обвал. И пик еще не наступил. В Тюмени появляются все новые наркотики. Eсли до 1998 года употребляли кустарно изготовленное зелье, то сейчас пошел героин, пристрастие к которому возникает значительно быстрее, а психическая и физическая зависимость тяжелее.
В Тюмени благоприятен климат
По количеству наркоманов на сто тысяч населения наша область и город, по словам Алексея Ивановича, «впереди России всей» — на учете состоят 1900 наркоманов. На самом деле их в 10 раз больше. 10 лет назад средний возраст наркомана составлял 23-25 лет. Сейчас — 16-, 17.
Почему именно в Тюмени? Потому что наш город — это и караванные пути, и огромная миграция, да и уровень доходов, что бы мы ни говорили, на высоте. Поэтому наркотиков реализуется больше.
Ужасные плоды
В России до сих пор нет государственной программы борьбы с наркоманией, официально не существует таких болезней, как алкоголизм и наркомания, говорит Саленко.
Соответственно, нет и официальной статистики, в том числе по рождаемости детей с алкогольной и наркотической зависимостью. Это закрытая информация. За последние пять лет в России количество новорожденных с аномалиями физического и умственного развития увеличилось в 6 раз. Сейчас у женщин, употребляющих наркотики, рождаются дети с болезнью Дауна. И, что раньше было редким, достаточно много детей-гермафродитов (с признаками обоих полов).
Лечиться — негде
— Нет государственной программы — нет финансирования. Наркоманы лечатся платно. Наша область — одна из тех, где нетспециализированных стационаров. Мы вынуждены больных наркоманией госпитализировать куда только можно. Допустим, областная психиатрическая больница может принять не больше десяти человек в день. Этого мало. К тому же нет лекарств. В стационаре моторного завода лечатся вместе алкоголики и наркоманы. По своей психологии это люди совершенно несовместимые. Наркоманов нельзя помещать и к соматическим больным — по той же причине. Восемь человек в день примет центр иммунологии. И все.
Замкнутый круг
— Областной диспансер сотрудничает с управлением по незаконному обороту наркотиков. В соответствии с законодательством мы о каждом выявленном наркомане должны сообщать в управление. У нас ежеквартальная сверка. Управление оказывает помощь в привлечении к лечению этих людей. Нам и здесь хватает сложностей. Ведь есть анонимное лечение. Человек может предъявить претензию. Сейчас разрабатывается законодательство, разрешающее даже за употребление наркотиков привлекать к уголовной ответственности. Будет ли оно принято, неизвестно.
В правовом отношении работники стационаров и клиник абсолютно не защищены. И у алкоголиков, и у наркоманов бывают психозы. Пока, слава богу, инцидентов не было. Но большинство работников диспансера — женщины, они боятся не только за свое здоровье, но и за жизнь. Eдинственное, чем защищен медперсонал, — это плюс 25 процентов к окладу за вредность.
Цивилизация за горизонтом
Муссируются слухи об открытии реабилитационного центра. Но это, скорей всего, будет только в далеком будущем, когда появятся деньги. Сейчас помощь наркоманам ограничивается лишь снятием «ломки». Потом человек выходит и его снова «подсаживают» на наркотики.
Кстати, если в прошлом злоупотребляли наркотиками подростки из неблагополучных семей, то сейчас большая часть обращающихся в диспансер — дети состоятельных родителей. Продавцы ищут богатых жертв.
Вообще в цивилизованных странах срок лечения наркомании от 6 до 12 месяцев. После врача-нарколога с человеком должны работать психологи и психотерапевты в реабилитационных центрах (групповая психотерапия, специальные программы). Но у нас в стране столько других проблем, что до наркомании не доходят руки.