А когда-то казалась Тюмень деревней
Письмо на конкурс «Я люблю тебя, город!»
1937 год. Шестилетним ребенком я впервые побывала в Тюмени, приехав с отцом в гости к бабушке и дедушке. Жили мы тогда в Нижнем Тагиле. Началась война, отец ушел на фронт, мама осталась с тремя малолетними детьми и старенькой матерью.
1944 год. Отец, лечившийся в госпитале в Камышлове, посоветовал нам, чтобы выжить, оставить все — квартиру, обстановку — и ехать в Тюмень к его родителям. После большого города с двумя металлургическими заводами и звенящими трамваями Тюмень показалась мне деревней. Мы поселились в доме на улице Eлецкой.
В Тюмени насчитывалось в то время около 75 тысяч человек. Дома в основном были деревянными, только по ул. Республики и Первомайской можно было увидеть каменные строения.
Первое пятиэтажное здание, которое называлось почему-то «Реконструктор», появилось в конце сороковых годов. Это было событие для маленького города.
С восточной стороны город простирался до завода «Механик», сразу за ним начинались поля — жители города выращивали картофель, капусту. На западе город заканчивался Ямской улицей. Заречная часть — одна большая улица, которая тянулась вдоль реки. Соединялась она с городом деревянным мостом. Eще существовал «перевоз» — две большие лодки, на которых перевозили людей, живших за рекой, на работу и обратно, и школьников, которые учились в школах на высоком берегу.
Улица Первомайская заканчивалась вокзалом, на площади перед которым был большой парк с фонтаном в виде оленя и клуб железнодорожников.
Общественного транспорта в городе не было. Все грузы перевозились на коровах. До 80 процентов жителей держали коров, поэтому утром мы всегда просыпались от звона колокольчика и мычания — пастухи гнали стадо по улице, которая теперь называется Профсоюзной. На улицах было много кур, гусей. Мы с сестрами пасли возле дома бабушкиных коз и заготавливали траву на корм кроликам.
Во дворе перед домом было много черемухи и сирени. В Тюмени в те годы вообще было много садов, каждую весну воздух наполнялся ароматом цветущих деревьев.
Все школы города были заняты под госпитали. Я пошла в 5-й класс школы, которая находилась на углу Советской и Водопроводной. Так прошел еще один военный год. Следующий был 1945 — победный. Мне запомнился день 9 мая. Зима в тот год задержалась, кругом лежал снег. Занятия в школе отменили, учащихся собрали в большом зале. Все поздравляли друг друга, плакали и смеялись от радости. Директор школы объявила, что в честь Победы нужно установить красный флаг на крыше школы. Этой чести был удостоен ученик 7-го класса Юрий Гуляев, впоследствии народный артист СССР, именем которого сегодня назван концертный зал тюменской филармонии.
В 50-е годы город наш был маленький, но дружный. Центром культурной жизни был драматический театр. Каждый новый спектакль ждали с нетерпением, знали и любили всех актеров. Кинотеатры тоже были полны зрителей. Любили и художественную самодеятельность. Особенно популярны были артисты завода пластмасс, на котором после войны работал бухгалтером мой отец. Руководителями этой самодеятельной группы были Сергей Пантюхин и Юрий Гуляев, дядя которого тоже работал на этом заводе.
Город рос и развивался. В конце 50-х — начале 60-х секретарем горкома партии был Пацко Семен Карпович. Eго любили и уважали горожане. Под его руководством была построена школа №30 и при ней разбит сквер Комсомольский.
С открытием на Севере области нефти и газа наш маленький провинциальный город стал превращаться в крупный промышленный, научный и административный центр.
… Я бывала в разных городах, но всегда с радостью возвращалась в Тюмень. Подъезжая к городу, я каждый раз мысленно говорила — здравствуй, Тюмень, мой родной город!
Спонсор рубрики — магазин «Маэстро». Приз — видеомагнитофон «DAEWOO».