Как формируется образ учителя
Киновед Наталья Соколова юбилейный, пятый кинолекторий, который она читает в музее Словцова, посвятила году педагога и наставника и образу учителя в отечественном кино.
— Почему именно слово «учитель» я вынесла в заголовок? — начинает Наталья Павловна, — ведь есть несколько синонимов, за которыми стоит тот же смысл о наставничестве и педагогике. В разговорном языке более распространено слово «учитель». Оно связано с главным этапом нашего взросления и становления — со школой. Именно образ школьного учителя наиболее востребован в кинематографе.
Сколько фильмов о школе вы знаете? Для лектория киновед выбрала 28 самых значимых отечественных картин. Но чтобы перейти к более детальному рассмотрению темы, нужно понять, с чего все началось и как образ учителя формировался.
А началось все со страшного периода нашей истории — расцвета беспризорничества. В начале 20-х годов, по оценкам ученых, в РСФСР было до семи миллионов беспризорников. Это не только страшная трагедия для детей, но и расцвет криминала. Документальную хронику тех событий запечатлел великий режиссер Дзига Вертов. В те годы он задался целью создать киноверсию газеты «Правда», все найденные выпуски отреставрированы Венским музеем кино. Первый выпуск посвящен как раз проблеме беспризорников. Он показывает железнодорожную станцию, откуда детей распределяли по приютам и трудовым коммунам.
Легенда гласит, что режиссер Николай Экк и его жена Регина Янушкевич, задумавшие посвятить проблеме фильм, участвовали в тех самых рейдах по отлову беспризорников, которые проводило НКВД. В одном из таких рейдов Николая ранил ножом ребенок. Это не отвернуло режиссеров от идеи создать фильм, а только укрепило их решимость. Так была заложена основа сценария фильма «Путевка в жизнь» (1931 год).
Экк и Янушкевич сняли не только один из первых советских блок-бастеров с трагической концовкой, но и первый советский звуковой фильм, получивший мировое признание. Eго показывали в 26 странах, а вырученные деньги направили на строительство Челябинского тракторного завода.
Это история не только детей, но и педагога-новатора Николая Сергеева, который имеет реальный прототип. Он предложил не отправлять трудных подростков в тюрьму для малолетних, а создать трудовую коммуну под Москвой. Ребята бы там работали столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами. В фильме разворачивается противостояние двух малолетних банд: шайки Жигана, которая категорически отказывалась исправляться, и детей из коммуны, которыми руководил Мустафа, хотевший лучшей жизни. В конце фильма Мустафа погибает от рук Жигана и, наверно, это тот самый случай, когда смерть героя рождает новых героев — честных и порядочных людей.
Сама идея трудовых коммун, где ребята могли жить и чувствовать себя нужными и свободными, принадлежит Антону Макаренко. Педагогу, имя которого на слуху до сих пор, но в свое время только ленивый не критиковал его систему, пытаясь запретить работать с детьми.
Свои идеи и опыт создания коммуны под Полтавой он описал в документальной повести «Педагогическая поэма». На ее основе в 1955 году вышел одноименный фильм режиссера Алексея Маслюкова. С точки зрения кинематографа к нему, конечно, много вопросов. Подростков играют взрослые актеры. Зато какие это актеры! Будущие звезды. Да и сама картинка яркая, радостная, в поздней сталинской эстетике лакированного кино. В общем, оторванная от реальности, так хорошо показанной в «Путевке в жизнь».
Тем не менее показан главный принцип Макаренко — любого подростка можно перевоспитать. Детям дозволялось свободно ходить в город, мальчики и девочки учились вместе, а педагоги выстраивали здоровое общение на равных. Эта история именно об учителе, который готов был простить детям прошлое, которого они не выбирали.
Именно с этих двух фильмов и начал складываться образ учителя — человека, который не только учил жизни, он давал возможность ее прожить.
***
фото: Наталья Соколова.