Не продается вдохновенье
О том, что в минувший вторник в областном музее изоискусств будут открывать юбилейную выставку «Мир Пушкина», я узнал случайно. Не те финансы у музея, чтобы заниматься широкой рекламой. Ну, думаю, достанут всякие репродукции и дубликаты, наговорят комплиментов и поставят галочку о проведенном мероприятии.
Редко, но бывает, когда хорошо ошибаться. Вернисаж стал для многих тюменцев новым открытием пушкинской судьбы и творчества. Случилось большое событие в нашей культурной жизни. Собралась большая публика — власти, деятели всех творческих союзов, школьники, студенты. Все тюменские слои. И все прошло благоговейно.
Выставку открыла искусствовед Наталья Паромова — автор экспозиции. Она же провела удивительную экскурсию, и оказалось, что тема «Пушкин и Тюмень» связана со многими важными событиями в истории местной культуры. В ладу с этим мотивом были речи вице-губернатора Сергея Сарычева, председателя областного комитета по культуре Александра Шишкина, директора музея Людмилы Овсянкиной, лидера писательского союза Сергея Шумского. Свои стихи прочитали поэты Анатолий Васильев и Виктор Захарченко.
Два момента «речевой» части были особенно свежи и хороши. Главный специалист городского комитета по управлению имуществом известный литератор Аркадий Захаров рассказал про свои многолетние штудии темы «Пушкин и Тобольско-Тюменский край». Достаточно сказать, что Захаров отыскал у нас следы нескольких десятков родственников поэта. Мало того, изучив пушкинскую библиотеку, публицистику, тюменец значительно усилил аргументы своей гипотезы о том, что (лишь один факт!) царство славного Салтана, остров Буян очень даже похожи на наши Югру и Мангазею.
Потом выступила директор детской библиотеки N 3, автор хороших стихов, опубликованных в тюменской периодике, Антонина Маркова. Она руководит детским поэтическим объединением «Бережок», в котором пушкинские строфы давно стали творческим камертоном. И тут вышло юное создание — семилетняя Виолетта Изотова — и без тени смущения прочитала свое стихотворение о Пушкине. Чем-то выставочный зал стал напоминать лицейский, когда Пушкин выступал пред Державиным.
В первом зале устроители постарались воссоздать духовно-историческую атмосферу пушкинской эпохи. Интерьер, малая скульптура кзэтины очень даже хороши для такой роли. Вот портрет Александра Всеволожского из «Зеленой лампы» кисти Владимира Тропинина, картина известного художника Никанора Чернецова с видом Дарьяльского ущелья. Подлинники. Редкие гравюры с пушкинскими портретами. Рядом — раритет. Листы из редкого специального издания — альбома гравированных особым способом портретов всех дворянских родов империи, выполненного по заказу великого князя Николая Михайловича Романова, зверски замученного мецената, знатока и собирателя российских искусств.
Второй зал. Ну кто бы мог подумать, что многие наши художники откликнутся на призыв музея и выставят свои произведения на пушкинские мотивы. Владимиру Глухову очень понравились новые акварели Юрия Рыбьякова. Свои духовные искания в созвучии с христианской темой в творчестве Пушкина раскрыл Борис Паромов. Виктор Рагозин представлен пейзажем «В Михайловском» (1980). Тут же приходит мысль -спасибо тюменцу, запечатлен тот год, то настроение и та гармония. Уже нет в Михайловском божественного хранителя Семена Гейченко, недавняя буря изуродовала парк. Но осталась эта картина.
Неожиданен и странен сюрреалистический взгляд на пушкинскую прозу художника из Югры Александра Ливна. Символична и убедительна скульптура Геннадия Вострецова, выдающая суровый строй иерархии людей и чинов николаевской России начала XIX в. Всякое говорят о творчестве Виталия Шилова, но почему не «говорить» с ним на его художественном языке? Даже в духе сегодняшних манер и стилей очень неплох портрет княгини Зинаиды Волконской (1991). А новая вещь — Наталья Николаевна и Александр Сергеевич на конной прогулке, видимо, в окрестностях летнего Санкт-Петербурга — сочетает пышный и буйный декор северного разнотравья, полевых цветов и взволнованных ветром деревьев с эмоциональным восторгом поэта и его жены, сердечно созвучным чистой и доброй природе. Очень даже пушкинское настроение. Рядом — другой Пушкин, мятущийся, в преодолении скверны своего времени. Резкие темные сине-фиолетовые мазки, мрачное небо, давит… Портрет Остапа Шруба «Пушкин» (1981). Удался Анатолию Седову сюжет «Пушкин на прогулке» (1999).
Интересны поиски в смешанной технике Александра Визеля. Серия «Памяти Пушкина» (1999), где монотипие коллажно сочетается с прописями маслом портретов поэта и его современников. Мастер словно раскручивает ленту времени назад, раскрывая трагические и счастливые начала великой судьбы.
Дополняют общее настроение выразительные пейзажи Владимира Волкова. Достойно представил себя Михаил Бондаренко, выставив портрет-загадку «Натали» (1999). Дело в том. что на втором плане в дымке далеких времен помещен портрет гетмана Петро Дорошенко (XVII в.). Он был прадедом Натальи Николаевны и даже вятским воеводой. Художник считает, что писал картину ради исторической справедливости. Почему мы много занимаемся линией Ганнибалов в пушкинском мире? И другие родственные связи тоже достойны нашей памяти.
Меня просто заворожила новая работа Генриха Засекина. Пушкин в Одессе в 1823 г. Вдохновенно летящий профиль поэта обращен к морю, романтик впитывает в себя энергию свободной стихии на фоне растущего нового города, чьи люди и славные дела так здорово переплетут деловые успехи, юмор и культурные взлеты. Колористически и графично мастер предлагает нам довольно смелое решение. Это южное солнце играет с Пушкиным, преображая его лицо весело и звонко.
О «веселом имени» Пушкина еще раз талантливо напомнила нам новая тюменская выставка.
***
фото: Виолетта Изотова