Единственный вьетнамец с международным именем
Это Данг Тхай Шон, пианист, живущий сейчас в Канаде. Не так давно он осчастливил тюменцев: два часа очарованный зал внимал Дебюсси и Шопену. Знатоки утверждают, что маленький вьетнамец — пианист отменной отточенности исполнительского мастерства (бережное педалирование, величайшая степень интеллектуальной продуманности буквально каждой фразы, глянцевая прозрачность в передаче фактуры произведения).
Данг Тхай Шон делится впечатлениями о сегодняшней России, о Тюмени, о русской музыке:
— Я был после кризиса в России. Не только читал о кризисе, но и прочувствовал ситуацию. У меня много друзей-музыкантов в Москве, я очень огорчился, узнав, что у них зарплата 35 долларов в месяц. Это очень грустно.
Но на моих концертах, как ни странно, пять лет назад было меньше зрителей. А нынче в московской консерватории был полный зал. Дело в том, что на концерт классической музыки в Москве билет стоит дешевле, чем даже в кинотеатр, — 20-30 рублей.
Но все равно видно, что жизнь стала хуже. Я посещал классы московской . консерватории. Нет настройщиков роялей, много грязи. Нет денег на ремонт. Может, надо находить спонсоров. Классическую музыку нужно поддерживать.
Посещение Тюмени — это для меня очень личное. Многие не понимают, зачем я сюда еду. Но музыканты-специалисты рекомендуют ехать в Тюмень, рассказывая, что здесь чудесная публика, великолепный зал и хороший инструмент. К тому же сейчас не так холодно, все-таки весна.
Рояль у вас действительно хороший. Но за ним нужно ухаживать: вы же ухаживаете за собой, за своей машиной.
На Западе я играю Скрябина, Чайковского, иногда Прокофьева. Там любят русскую романтическую музыку. Наверное, люди везде одинаково эмоциональны. Когда музыка, такая, как, у Шопена, Чайковского, проникает в душу -это всегда естественно, искренне. Особенно это понимают в Америке. Хоть и говорят, что американцы рациональны.
Я считаю, чтобы играть музыку, нужно знать язык страны композитора. Надо пожить на этой земле. Мне повезло: 10 лет прожил в России. Поэтому чувствую русскую музыку. Во-первых, природа, ваши просторы. Отсюда широта русской души. А во-вторых, классическая музыка в России родилась в период романтизма. И романтическая струна в ней очень сильна. Мне это очень подходит.
О восточных и о французских корнях своего исполнительства, об истоках любви к Шопену:
— У меня смешанная школа пианизма. До 12 лет Я учился во французской школе. Вьетнам был французской колонией. И именно французы в начале XX века привезли классическую музыку во Вьетнам. Затем учился в Москве советской школе пианизма. Школы немножко разные. Eсли во Франции я развивал пальцевую технику и познавал тонкости звукового плана, то в Москве мне дали масштаб: более конструктивную, архитектурную технику. Это интереснее в интеллектуальном плане.
Любовь к Шопену трудно объяснить. Скорей всего, это впечатления детства. Когда был ребенком, во Вьетнаме шла война, и мы 5 лет жили в деревне, чтобы не попасть под бомбежку. Не было электричества, пианино было в плохом состоянии (мы его под дождем привезли в деревню на буйволах). Моя мама тогда съездила на конкурс Шопена, привезла пластинку с музыкой Шопена. Я впервые слышал музыку в записи! И, конечно, первое впечатление — это очень сильно. В московской консерватории есть целая школа исполнения музыки Шопена (Лев Оборин, Якоб Заак, Белла Давидович). У Натансона очень прочная романтическая база.
Об отношении к политике:
— Мой папа был поэтом-диссидентом. У нас тогда не было свободы слова. Eго тогда посадили. Он сказал мне после этого: «В политику не надо лезть ни в коем случае. Играй музыку».
Об универсализме классики и специфике Востока:
— Почему во вьетнамской культуре на сегодняшний день я единственный человек с мировым именем? Потому что язык классической музыки универсален. А формы восточного искусства специфичны, возникает языковой барьер.
Для восточных людей, конечно, огромное препятствие — сыграть некоторые вещи Рахманинова, где нужна огромная рука. Тогда не надо это играть.
Из других видов искусства я ближе к поэзии. Предпочитаю восточную: она очень экономична в отношении слов, концентрирована и многозначительна по смыслу. С течением лет я ее по-новому осмысливаю, нахожу все новые глубины.
***
фото: