X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Разбросаетнас ветер по городам

Пять лет назад мне довелось увидеть их — первокурсников режиссерского отделения института искусств и культуры, — играющих что-то русское былинное (экзамен по постановке сценической речи). Тщательно артикулируя, молодые режиссеры пытались выразительно произнести сложный текст. Эмоций и жестов — минимум.

И вот пятый курс. Самоуверенность и пылкость. Эмоциональная насыщенность и выразительность: слезы — ручьем, страсти — лавиной. Это дипломные режиссерские работы: дилогия по Рею Брэдбери «Апрельское колдовство» (режиссер — Надежда Салама- това) и «Мальчик-невидимка» (режиссер — Элеонора Парфенова), «Антигона» Жана Ануя (режиссер — Наталья Явныч).

Главное: пятикурсники — сыгранная, чувствующая плечо собрата труппа. Это уже не пушистые птенчики (каковыми мне представилось большинство актеров- третьекурсников), а оперившиеся вольные птицы, кое у кого из них и цепкий хищный клюв, и свободное парение. Грустно думать, что скоро разбросает их по городам и театрам.

О постановках. «Апрельское колдовство» произвело на меня слабое впечатление: псевдопа- фосная интонация Наташи Явныч — Сесси — перебор. Некрасивая влюбленная девочка, пусть даже превратившаяся в апрельскую ведьмочку-невидимку, не должна выглядеть, как Джина Лоллобриджида или Кармен, а быть тоньше, осторожнее, болезненнее. Надежда Саламатова — Эн Лири — подходящий типаж: высокомерная, холодная особа. И в голосе — грубые, жесткие интонации, и сдержанность слегка неуклюжего жеста деревенской красотки, и прорывы человечности, нежности… Но можно было сыграть характернее. Роль Тома (Александр Фролов) бледна даже на фоне не очень убедительных девочек: юноша статичен. Железный дровосек — ни дать ни взять.

Зато скупая слеза обожгла мое сердечко во время просмотра «Мальчика-невидимки», пожалуй, самой удачной из постановок (режиссура Элеоноры Парфеновой). Она же пронзительнейше сыграла древнюю старуху-лесочиху. Здесь были и блистательная импровизация, и женская — на все времена и возрасты — потребность любить, и горечь неразделенного чувства, и — кодой — прощение как символ уже какой-то космической, вселенской любви… Молодой повеса мальчик (Денис Руч- кин) очень органичен: эдакая несмышленая вертлявая обезьянка. Жестокая в своей глупости и тем не менее легкая и беззлобная. Это просто дикое отприродное существо. Правда, страшно думать, что многие люди на всю жизнь остаются вот такими же чертополохами…

«Антигона» — вещь сложная, относиться к ней однозначно невозможно. Помимо проблемы свободы выбора (единственной свободы, которую людям оставили боги) в этой пьесе богатая проблематика — творческая личность и обыденность, власть и честь. Кстати, есть и след театральной философии Серебряного века — любовь к смерти. Жан Ануй это знал.

Поэтому Антигона — это не героиня, это состояние мятежной души творческой личности, не признающей компромиссов, всегда идущей по лезвию бритвы. Это драма необретения Бога человеком с сознанием рубежа веков, умерщвляющего себя в дионисийской пляске под звуки «Тамбурина» Рамо… А юная неистовая Наталья сыграла разбушевавшуюся, но уж слишком чистую и светлую Ассоль. Были неоправданно затянутые монологи(Няни в исполнении Элеоноры. Все равно хороша. Царя Фив Креона. Но Игорь Собо- ленко, сыгравший царя, — самая удачная, мощная роль. У меня перед глазами стоял прокуратор Понтий Пилат в любимовской интерпретации). Именно в этом спектакле ребята смогли показать, что такое коллективная игра. Замечательные антураж, музыкальный фон и выразительная хореография.

ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта