Возвращение ОПО
После трагедии е Самаре в каждом кабинете тюменского ГУВД находится веревочная лестница. Об этом сообщил в среду на пресс-конференции начальник главного управления Валерий Роженцев.
Конечно, встреча с журналистами была посвящена не только урокам пожара в самарском УВД. Генерал Роженцев дал краткий анализ оперативной обстановки в области за первый квартал. К сожалению, данные малоутешительны — общее количество преступлений выросло на 20 с лишним процентов. Сложная криминальная обстановка как на севере (Новый Уренгой), так и на юге (Викулово, Заводоуковск). Увеличилось число краж, разбойных нападений. Подросли «волчата» (как писал об этом несколько лет назад «Курьер»), и несовершеннолетние дали рост правонарушений — на 23,7 процента.
Каждый из нас видит эти толпы слоняющихся по улицам ребят, вышедших из-под родительского и общественного контроля. Другой, совершенно объективный фактор — рост безработицы. Eстественно, что в числе первых ее жертв — те, кто выходит из заключения. На днях корреспондент «Курьер» видел, как на центральной улице города освободившиеся из заключения просили подаяние. Значит, преступный мир вскоре получит пополнение. Преступность среди ранее судимых увеличилась почти на треть по сравнению с первым кварталом прошлого года. Половина совершивших преступления — не имеет постоянных источников дохода.
Генерал называл тяжелые цифры. Но, в то же время, он утверждал, что они «отражают положительные тенденции». Что правоохрана работает, что не скрывает истинного положения дел. Показатели роста преступности не могут и не будут служить для оценки правоохранительной работы. Может, прав Валерий Григорьевич? Зная правду, легче бороться?
Генерал рассказал о том, что милицейские структуры все еще в движении. Создано главное управление — оно скажется в будущем. Поступил приказ министра — сократить 10 процентов сотрудников, содержащихся за счет федерального бюджета. По югу области это составит 527 человек. «Сокращаются те, что стоят на острие борьбы. Но,- сказал генерал, — приказы не обсуждаются». Генерал обещал проследить, чтобы, борясь за сокращение, не освободили профессионалов, которые, чаще всего, обладают независимым и неудобным характером.
И еще одно изменение: несколько лет пестуемое лично Валерием Роженцевым управление по борьбе с организованной преступностью велено передать Уральскому РУБОП.
— Я выполню приказ, — говорит Роженцев. — Но если есть проблема организованной преступности, кто будет отвечать за организацию борьбы с нею? На этот вопрос будет ответить крайне сложно.
Eстественно, ГУВД не намерено упускать из рук этот вид деятельности. Судя по всему, Роженцев вернется к тому, с чего начал четыре года назад, воссоздав на Малыгина, 5 оперативно-поисковый отдел.
Труднее было генералу отвечать на вопросы об участии его служб в «захвате» Запсибкомбанка. Лишь по косвенному замечанию, что-де «мы тут кое-кого поправили», можно догадаться, что Валерий Григорьевич не в восторге от инициативы подчиненных и что эта инициатива все же была…
Журналистов интересовало все: разбойные нападения на квартиры групп, составленных из кавказцев («Это правда», — сказал Роженцев); куда пойдут уволенные оперативники, знакомые с оружием, имеющие связи в криминальной среде («Опер? Eго, конечно, кто-то подберет»); о том, почему силовики во время рейдов демонстративно укладывают задержанных лицом в грязь — если это правильно, то почему засвечивают пленку фотокорреспондентам, а если неправильно, то почему такие демонстрации допускаются?
Ситуация со съемкой и засветкой касалась нашего корреспондента. Генерал сказал, что за 20 лет оперативной работы сам он ни разу не прятал лица за маской. Eсли не смогли сделать правильно и грамотно, то отнимать пленку — незаконно. Лицом в грязь? Тут есть вопросы. «Один подлец в наших рядах может извести труд десяти, работающих не за страх, а за совесть».
В заключение генерал Роженцев сказал, что у милиции есть большое желание навести порядок. Но нужны нормальные условия для тех, кто идет под пули.
… Правда, веревочные лестницы нам так и не показали. Но мы верим генералу на слово.