Коммунальный бенефис
Бедные мы, безбюджетные. В том смысле, что бюджет городской до сих пор не принят. На заседании городской Думы 15 апреля его рассмотрение даже и не планировалось. А утверждение отчета об исполнении бюджета прошлого года с повестки дня снято накануне заседания — потому что нет заключения Счетной палаты. Бюджетные бои ожидаются 29 апреля.
А в четверг все утро за трибуной — заместитель мэра «по коммуналке» Николай Романов. Сначала — о санитарном состоянии города. Потом о паводке, и наконец — о коммунальной реформе. Романов перечислял количество снегоуборочных машин и кубометров вывезенного снега, километраж городских дорог и необходимое количество асфальта. Но не сказал, станет ли у нас чище, чем в прошлом году. Но месячник, посвященный чистоте, у нас уже есть — с 7 апреля по 7 мая. Это касается прежде всего организаций, за которыми закреплена какая-нибудь территория. А у нас, по словам одного из выступавших, каждый метр за кем-нибудь закреплен. Правда, не всех эти метры заботят.
Кстати, метры дамбы тоже закреплены за предприятиями. К паводку тем предприятиям придется отнестись серьезнее. Тут уж, сурово заявил Степан Киричук, необходимо полное подчинение штабу гражданской обороны, а прав штаб или не прав — будет ясно потом, когда уйдет вода. А органы УВД готовы обеспечить принуждение тех, кто не захочет усмирять паводок добровольно.
Все это всерьез. Потому что уровень воды по сравнению с прошлым годом ожидается выше на 95 сантиметров, а по сравнению со знаменитым 1979-на 51 сантиметр. В случае неблагоприятного развития событий придется эвакуировать около 15 тысяч человек. Даже решено, куда перевезти коров. Правда, начальник управления по Центральному округу Валерий Фалеев заявил, что ни о какой эвакуации не может идти речи. Потому что дамбу не прорвет. По крайней мере в его округе. А вот коллеги Фалеева, возглавляющие Калининский и Ленинский округа, промолчали. Может, потому, что денег в городской казне на противопаводковые мероприятия не хватает. Депутаты приняли решение просить у областной Думы 143,6 миллиона рублей. Да что-то сомнительно.
Но реформа ЖКХ нам грозит еще не скоро. Пока она ограничивается начатой аудиторской проверкой (которую уже прошло 16 предприятий коммунальной сферы) и тем, что в течение года все объекты социальной сферы оснастят теплосчетчиками. Николай Романов объясняет задержку реформ низкими финансовыми возможностями квартиросъемщиков. Вадим Бондарь подозревает, что власти, запуганные коммунистами, боятся начинать реформу до выборов. Степан Киричук подтвердил, что «без реформы мы никуда не уедем», тем не менее ничего не обещал. Но тезис о том, что все дело только в квартиросъемщиках, сомнительный. Тут не могло обойтись и без самих коммунальщиков, которым выгодно саботировать реформу. В частности, аудиторов не допустили к работе в арендном предприятии «Тюменскиегорэлектросети» (которым руководит, кстати, депутат Николай Eгоров), а «Городские тепловые сети» отказались от проведения технологического аудита.
На этом заседании Вадим Бондарь предложил отказаться от практики выделения специальных средств для выполнения депутатских наказов. Как подчеркнул Бондарь, многие депутаты распорядились своими деньгами эффективнее, чем структуры городской администрации. Но дело депутата — заставить эффективно расходовать деньги сами эти структуры. Бондаря поддержали Эльвира Рыкова и Лариса Катаева, заявившая, что это вопрос политический. Благодаря тем деньгам, депутаты завоевывают доверие избирателей и получают возможность быть избранными на следующий срок. Председатель одного из ТОСов Иван Малио попросил ни в коем случае не отменять практику выделения денег депутатам, поскольку на эти деньги рассчитывают ТОСы. (Хотя не проще ли просто выплатить ТОСам выигранные ими гранты?) Положение о «депутатских» деньгах принято в первом чтении.