В круге пушкинского света
Премьера веселого маскарада по «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина в театре кукол и масок окончательно развеяла мой скепсис относительно юбилейных торжеств в честь 200-летия со дня рождения нашего гения.
Многих из нас заново соединило гулкое имя «Пушкин», охраняя от казенного словоблудия и скуки. Более того, позволяя открывать в нем новые художественные горизонты. Яркость, сочность, игривый бурлеск и причуды античного сатира увлекли режиссера-постановщика Григория Гольдмана идеей увидеть новые смыслы и символы в классическом тексте, выказать современное к нему отношение.
Получился спектакль-чудо, праздник, песнь торжественной любви, способной вернуть героям утраченное равновесие. Идея усилена удачной сценографией главного художника театра Сергея Перепелкина, мастерской работой постановочных цехов театра.
Успеху необыкновенного и смелого путешествия в сказочный пушкинский мир как никогда способствует актерский ансамбль. Все исполнители буквально упиваются игрой, но берегут и ясно доносят до зрителя слово и ритм сказки. Юрий Федоров (Старик) и Людмила Удалова (Старуха) каждый по-своему испытывают судьбу, стремясь поскорее преодолеть комплекс «разбитого корыта». Золотая рыбка (арт. Лада Баянова) в тюменской версии не только чудесный ключ к исполнению желаний.
Хороша и выразительна в своих метаморфозах Удалова, преображаясь в персонажей с каждым разом все более высокого социального статуса. И чем дальше в их череде уходит от жизни доброго сердца Старуха, тем сильней наказывает ее дарительница, доводя гордыню до краха.
Мы привыкли считать, что Старик — безвольный и слабый муж, потакающий чванливой жене. Юрий Федоров «знает» про финал и без колебаний готовит нравственный урок супруге. Чтобы снова быть в своем круге жизни, в радости возвращенной любви. Вот почему Гольдман смело дополняет действие русскими романсами XIX в.
Волшебство игры разнообразит не только лубочно-модернистский стиль декора, земные стихии неба и океана, тверди и очистительного огня. Артистки Лариса Шереметьева, Лариса Нагорничных, Альфия Загретдинова обворожительно управляют «морским хозяйством» — перископ разглядывает зарвавшуюся царицу, морским волчком будоражит нас русалка, скачет, плавает, резвится сказочная живность. Так спектакль воссоздает мир пушкинских чудес. А чтобы всем было понятно, как они связаны с людьми, два веселых рыбака (Алексей Мороз и Денис Ручкин) придают своими удочками должное ускорение событиям.
Как всегда, нашла сказочную музыку для Пушкина Ольга Линенко, и даже сам Гольдман не удержался и подпел в романсе, ибо устоять в «руководящей стороне» от всей это феерии невозможно. Художник по свету Виктор Захаренко упрекнул меня в невнимании к работе тех, кто остается за кадром. Курьер встретится с ними в своей «Театральной ложе». Коллега Eлена Минакова в интересных размышлениях о премьере поставила важный вопрос о пределе возможного творческого вмешательства в пушкинский текст в этом спектакле. Но сам Пушкин сказал по этому поводу: «Бог с ними. Никому отчета не давать, Себе лишь самому служить и угождать; Для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественной природы красотам…»
А что? Кредо — суть нового шага театра.