Ликвидаторы всех стран, соединяйтесь!
Как известно, потребность в труде не является физиологической потребностью человека. Она воспитывается. В человеках же нашей страны за годы советской власти воспиталось совсем другое — глубокое отвращение к труду. Поскольку тунеядство жестоко каралось, фактически любой труд являлся принудительным. А испытывать отвращение к собственной работе — это что-то страшное.
Последствия этого воспитания неискоренимы, плоды этого воспитания пожинаем до сих пор. Огромная армия соотечественников отправляется по утрам на службу, как на каторгу. Впечатление усиливается от того, что платят, как правило, мало, а то и вовсе не платят. Уйти, начать всё с нуля, рвануть на курсы переподготовки — кажется бессмысленным, когда большая часть жизни уже прожита. Тем более что ты не один такой. Весь трудовой коллектив мучается, поддерживая друг друга. Вся страна.
От такой любви и пьянство на работе. От такой любви и результаты. Откуда быть подъему производства, откуда взяться высокому качеству, если душа-то не вложена? Любая хозяйка знает: печь пирожки надо с любовью, а иначе не получится. Любой журналист знает, что такое «нет настроения». Нет настроения — нет и хорошей заметки. В лучшем случае появится плохая заметка, исправлять которую придется редактору. Ну, правильно, редактору тоже нужно чем-то заниматься.
Eсли ситуация не изменится, то самой почетной профессией в двадцать первом веке будет ликвидатор — в широком смысле: ликвидатор последствий чужого труда.
Смотришь на кадры телевизионной хроники, видишь мужественные лица и фирменные комбинезоны бойцов подразделений МЧС — и прямо гордость распирает: как хорошо работают люди. Всегда можно на них рассчитывать: в трудную минуту не подведут. Сергей Шойгу -пожалуй, единственный из министров, компромат на которого даже невозможно себе представить. Мужественный, симпатичный профессионал. Почему никто не выдвинет его в президенты? По-моему, только такой президент России и нужен. По-моему, Россия и дальше собирается жить в режиме чрезвычайной ситуации. Тогда МЧС плавно реорганизуется в министерство внутренних дел. Да и иностранных тоже. Хотя, впрочем, какие тут могут быть иностранные дела — собственные завалы бы разгрести.
Eще есть прекрасные люди, по роду занятии ликвидаторы, -это пожарные, милиция, врачи. У пожарных нынче профессиональный юбилей — 350-летие пожарной охраны. Уверена, что это далеко не последнее 350-летие. Работы хватит надолго.
Зарплату им фактически не платят, а жизнью рискуют каждый день (если точнее, раз в четыре дня). Но это странно только на первый взгляд. Во-первых, такой график работы позволяет зарабатывать деньги где-то еще, а тушение пожаров считать своим хобби. Во-вторых, спасение людей — это тоже вроде наркотика, и даже немного сильнее. Одного человека из огня вытащил — и всё, ты на крючке.
Они, конечно, не святые, факт. Суточное дежурство, если нет происшествий, длится долго. В свободное время с удовольствием валяют дурака. Например, поливают друг друга водой из пожарных рукавов. Костюмы-то непромокаемые — почему бы не пообливаться? На утреннем разводе — разбор полетов. Бойцы для профилактики качают права:
— Когда деньги-то будут? Eсть нечего!
— Ага, нечего! А на водку деньги находите? — это начальник караула.
— Да мы ж не пьем!
— А кто бутылки пооставлял в прошлый раз?
— Кто? Кто? — и смотрят друг на друга с деланным удивлением. Как дети, честное слово. Пожарная охрана — одна из немногих служб, где можно в рабочее время смотреть телевизор. Это непривилегия, это плата за риск.
Риск бывает разный. Однажды под пожарным сложилась раздвижная лестница. В принципе пожарные лестницы не должны неожиданно складываться. У садовников — пожалуйста, у электриков — ради Бога, но только не у пожарных. Пожарный, который лез по этой лестнице, полетел вниз с высоты четвертого этажа. Он не погиб. Eму подставил свою спину другой пожарный. Потом оба долго хромали по медицинским учреждениям в поисках врачебной помощи, но это уже другая история.
Конечно, и среди благородных ликвидаторов встречаются ликвидаторы неблагородные. С разбитой в аварии автомашины снять для личных нужд колесо. Слить бензинчик. Но это тоже другая история.
Хотя, впрочем, нет, не другая. Ведь если ситуация не изменится и зарплаты пожарных, милиции и врачей не станут адекватны затратам труда, для ликвидации последствий деятельности пожарных, милиции и врачей потребуются в большом количестве могильщики.