ЗапСибкомбанк намерен переехать в Салехард
Так закончилось собрание акционеров крупнейшего банка территории. В устав внесены изменения. Юридический адрес ЗСКБ перенесен на Полярный круг. Эта новость, без сомнения, повергнет в уныние тех, кто отвечает за тюменские финансы. Что бы там ни говорили, а согласно закону налоги платят «по месту прописки». По разным оценкам банк дает в бюджет Тюмени от десяти до тридцати миллионов рублей.
Это пока главный сюрприз от борьбы различных фигур за право управлять ЗапСибом.
Случилось все в пятницу, когда, несмотря на судейский запрет, акционеры собрались в кволити-отеле «Тюмень». Сам запрет мне, честно говоря, представляется сомнительным. Ибо согласно ст. 31 Конституции граждане РФ имеют право… проводить собрания. А «юридические акты, нарушающие данный принцип, не могут быть признаны правом» — таков комментарий к Основному закону.
Глупые американцы и англичане в своих романах из жизни бизнесменов почему-то абсолютно уверены в нашем бывшем демократическом централизме. Предъявил контрольный пакет акций -ты хозяин. Но мне ни разу не приходилось читать о том, что судейский запрет может уравняться с пакетом акций и даже перевесить его. Опять, видно, мы идем «другим путем».
Впрочем, собравшиеся не слишком вдавались в теорию, хотя судебный пристав г-н Мальченко был лишен возможности оповестить акционеров о незаконности их общения. Несогласными оказались лишь господа Метельские. Они отказались регистрироваться, поскольку «собрание запрещено». А старший из братьев успел взять микрофон со стола председательствующего Виктора Палия, провозгласить свои возражения и покинуть зал, увидев приблизившуюся охрану.
Дальнейшее могло бы показаться рутинным, если бы не витающее над головами известное противостояние и все события предыдущих двух недель.
Был доклад восстановленного в президентах Владимира Якушева, который отметил, что основная масса кредитов ЗСКБ работает на юге территории: 64 процента. А на Ямале только 10. О том, что есть «бородатые кредиты», выданные в свое время еще Сергеем Атрошенко, но надежды на их возвращение нет. Владимир Якушев огорчил акционеров тем, что дивидендов нынче ждать не придется.
…Первый острый вопрос был как раз о невозвращенных кредитах, отношение к которым и стало оценкой деятельности старого руководства. Второй — выборы нового совета директоров. В списке 18 фамилий на 13 мест. Среди восемнадцати — губернатор Рокецкий и Михаил Метельский.
Виктор Палий сказал, что совет директоров включил кандидатуру губернатора «во исполнение решения суда, но вопреки воле акционеров». Посетовал, что «Метельские подставляют Леонида Юлиановича». Объяснил, что выбирать будут только 13 директоров, хотя раньше было 15. «В связи с закрытием Тугулымского и Югорского филиалов». Правда, позабыл, что чуть раньше сообщалось о намерении создать филиал в Ставрополе. Словом, филиалов стало меньше на один, а директоров — на два.
Голосование прошло, как и ожидалось. Я не могу отделаться от мысли, что будь братья Метельские порасчетливее, они могли бы с помощью кумулятивного голосования провести в совет не менее двух директоров. Но это был еще не окончательный расчет за события 8-11 апреля, в которых председательствующий совершенно прозрачно обвинял губернатора.
Виктор Палий говорил о тех, кто пытается получить контроль над банком с помощью «карманного суда». О том, что ради спасения банка следует перевести его в Салехард. Что два губернатора (Филипенко и Неелов) предложили переместить юридический адрес. Палий обещал акционерам, что для них ничего не переменится. Достаточно «сменить юридический адрес, и тюменские суды не будут иметь над банком никаких прав. Там своя власть. Нет ни малейших тревог по поводу ваших вкладов».
Откуда-то с задних рядов летит реплика: «Надо о дивидендах думать. О Тюмени есть кому заботиться».
…Мне показалось, что в голосе Виктора Остаповича звучит торжество. Будто есть какая-то связь между его сегодняшним напором и тем, как его отставляли от Тюменской нефтяной компании. Реванш? Может быть. Впрочем, это всего лишь мое личное мнение.
А за «переезд в Салехард» проголосовали 96,38 процента акций.
Какая странная нынче весна!