Путеводитель. Улица Первомайская
АЛEКСАНДР ИВА
Нынешняя улица Первомайская до 1 мая 1920 года называлась Голицынской. Так она была названа городской думой в 1896 г. в честь князя Б.Б.Голицына, который проводил в Тюмени топографические и геодезические работы по приглашению министра путей сообщения. Он документально оформил нынешнее направление улицы от железнодорожного вокзала до города.
Голицынская стала, по сути, главной улицей города, она встречала приезжающих и провожала уезжающих. Жить на ней стало престижно, и богатые горожане охотно возводили свои особняки.
На генеральных планах Тюмени 1766 и 1808 гг. этой улицы даже нет в проекте. Планы заканчиваются современной ул. Дзержинского, фиксируя ее односторонней. Однако на плане 1898 г. Первомайская уже нанесена на протяжении от ул. Успенской (Хохрякова) до оврага, в котором протекает Тюменка. В старых книгах встречается его название: Лялин, или Лямин, лог. Земляной мост через него закончили строить в 1893 г. Прежде здесь был переезд через овраг на объездной дороге в Затюменку, минуя крутые Никольский и Благовещенские взвозы на р. Тюменке в центре города.
В конце XIX в. ул. Голицынская от ул. Хохрякова до Ляминской (Герцена) была односторонней и выходила фасадами домов на торговую площадь. Дальше до оврага она была застроена с обеих сторон.
Голицынскую первую в Тюмени, в 1902 г., осветили электрическими фонарями, а перед самыми революционными событиями одели в булыжную мостовую, она стала всепогодно проезжей. На ней был открыт первый синематограф Тюмени. Парадные ворота Тюмени
Уже в конце XIX — начале XX вв. Торговую площадь, вдоль которой проходила ул. Голицынская, начали урезать, теснить домами .и застроили ее вдоль Голицынской отул.Успенской до Спасской (Ленина) по нечетной стороне. Теперь от застройки сохранилось три дома: N 9, 11 и 13.
Ссылаясь на фотографии начала XX в., профессор нефтегазового университета В.E. Копылов утверждает (журнал «Лукич», ч.З, 1998), что на перекрестке ул. Голицынской и Царской находились парадные въездные ворота в Тюмень со стороны Сибирского тракта. Но это была не распространенная в прежние времена триумфальная арка, а комплекс жилых и производственных зданий (типография, д. N 11) одинаковой архитектуры, зеркально отражавших друг друга через ул. Царскую, по которой въезжали в Тюмень с сибирской стороны и уезжали из Тюмени в Сибирь.
Из этих зданий более-менее сохранили прежний виддома N 9 и 11 по ул.Первомайской — справа от Республики. Слева были такие же дома, но в 40-е гг. XX в. их основательно перестроили. К угловому дому добавили третий этаж, в здании разместился магазин «Детский мир».
Второй дом был похож на дом N 11, примыкающий к типографии, но теперь в это верится с трудом — так изменился его облик. В нижнем этаже было пожарное депо, ныне — страховое агентство.
Теперь от парадного въезда- выезда Тюмени осталась только правая сторона.
Дом на углу ул. Первомайской и Ленина, в котором долго находилась столовая, а в 90-х гг. — кафе «Пицца-Тюмень» и магазин «У тещи», построен в 1914 г. по проекту тюменского главного архитектора К.П.Чакина.
Улица Первомайская
.Современное имя улица получила в «красную субботу» -1 Мая 1920 г. — в день Всероссийского субботника, того самого, во время которого в Московском Кремле Владимир Ильич нес знаменитое бревно.
Тогда трудовой люд вставал рано, и уже в 7 часов утра рабочие начали трудиться — это был первый день бескорыстного труда на благо общества. Ремонтировали паровозы, железнодорожные пути, приводили в порядок станки и оборудование заводов и фабрик, очищали от мусора дворы, улицы, поправляли старые тротуары и прокладывали новые. Тогда они в Тюмени были в основном деревянными. Взрослым помогали школьники.
На улице — уже Первомайской — в тот же день, 1 Мая, посадили деревья, правда, они не сохранились.
В 1923 г. на месте нынешней остановки городского транспорта у железнодорожного вокзала построили клуб железнодорожников. В 1924 г., после смерти В.И.Ленина, его стали называть клубом имени Ильича. Это приземистое бревенчатое здание разобрали в 1976 г., когда был построен новый Дворец культуры железнодорожников, а привокзальную площадь реконструировали. При этом снесли старые двухэтажные деревянные дома железнодорожников. Теперь на их месте стоят три «небоскреба».
Липовый садик возле клуба Ильича посадили 20 мая 1936 г. комсомольцы и комсомолки железнодорожного узла. К 400-ле- тию Тюмени, в 1986 году, городские власти нарекли его сквером имени Семена Пацко — в честь одного из комсомольско-партийных деятелей города.
В 1970 г. первый тюменский троллейбус пробежал по Первомайской до железнодорожного вокзала.
Одноэтажные дома преобладали на Первомайской еще 40 лет назад. Убрали их в середине 70-х годов. Целый квартал снесли при строительстве здания горисполкома и горкома партии, нынешней мэрии, зимой 1981 г. 31 октября 1983 г., накануне октябрьских праздников,советская и партийная власть вселилась в это здание.
К новому 1988 г. открыли гастроном «Центральный» (теперь — «На Спасской»), Под строительство этого дома тоже были снесены деревянныежилые постройки начала века.
Дворец культуры железнодорожников
Новый дворец был сдан приемной комиссии 30 декабря 1975 г., а 16 января 1976 г. в него переехала администрация клуба им. Ильича.
Теперь Дворец проводит разнообразную работу с населением города: собираются регулярно кружки любителей голубей и певчих птиц, кошек, кактусов, нумизматы… Работают танцевальные коллективы. При клубе есть духовой оркестр, два хора. Народный театр Дворца культуры в 2000 г. отметит свое 80-летие.
Здесь с 1967 г. работает музей революционной, трудовой и боевой славы железнодорожников. Первые директора его занимались музеем не очень прилежно. В 1988 г. молодой тогда рабочий-пенсионер В.Т.Коптелов получил от партийного комитета поручение возродить работу музея. Давно нет партии и тех, кто давал поручение, но Владислав Тимофеевич все еще его выполняет. В музее порядок, стенды и экспонаты показывают становление Тюменской железной дороги с тех пор, когда ее начали строить, до наших дней. Здесь даже есть портреты всех министров путей сообщения России за последние 200 лет.
В 1941 г., осенью, в Тюмень пригнали семь паровозов с Октябрьской железной дороги, в том числе и паровоз с надписью «Комсомольский». Eго отремонтировали и передали паровозной бригаде машиниста М.Н.Ковязина и его помощников И.Гордеева и Н.Семешева. В 1943-1947 гг. на нем работал Г.А.Кичин, позже получивший звание Героя Социалистического труда. Машинисты паровоза водили тяжеловесные составы массой до 5800 тонн при норме в 2500 тонн. На борту паровоза была надпись: «Лучший паровоз сети дорог СССР».
В 1986 г. отмечалось 400-ле- тие Тюмени. По этому случаю по инициативе ветеранов труда железной дороги возле Дворца культуры был установлен на вечную стоянку этот зас луже н н ы й трудя — га-паровоз серии ФД N 21 -3031.
Завод пластмасс
В конце XIX в. за оврагом вблизи железнодорожного вокзала построили казенный водочный склад. При советской власти его назначение сохранилось, но называться он стал городским спир- товодочнымскладом. В октябре 1941 г.вТюменьприбылизДнеп- ропетровска(Украина)эвакуированный завод авиационных лаков, его разместили в здании склада. Всю войну завод работал на нужды фронта, назывался он секретно — N 636. После окончания войны завод остался вТюме- ни, пополнив собой число тюменских промышленных предприятий. В 1946 г. ему дали название «завод пластмасс» и перевели на изготовление гражданской продукции.
Когда завод переезжал в Тюмень, рабочие привезли не только заводское оборудование, но и скульптурное изображение «вождя мировой революции». Фигура Ленина еще недавно стояла у заводских ворот неподалеку от проходной прямо на улице Первомайской.
Теперь завод изготовляет лаки, смолы для производствадревес- но-стружечных плит, клей и т.п. Eще в 70-е гг. собирались вынести завод за пределы города, даже отведена была площадка для строительства в районе моторного завода, но он и поныне остается в центре города со всеми его «ароматами».
Драматический театр
К 23 февраля 1935 г. в Тюмени, наконец, построили постоянное здание драматического театра, который после пожара 1922 г. скитался по арендованным помещениям. В этот день в театре прошло торжественное заседание общественности города, посвященное годовщине создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Кто-то предложил дать новому театру имя 17-й годовщины РККА. Так и сделали. Позже где-то это «имя» потерялось, и театр стал просто театром. В 1944 г., когда была создана Тюменская область, он стал областным. Первый спектакль прошел в театре 27 февраля 1935 г. — «Любовь Яровая» по пьесе К.А.Тренева.
С тех пор театр оброс пристроями, В 70-е гг. планировалось построить новое здание театра то на площади возле кинотеатра «Юбилейный», то здесь же — напротив через улицу Первомайскую. Но проекты остались нереализованными.
В 1946-1948 гг. в театре работал E.С.Матвеев, впоследствии знаменитый артист кино, режиссер. народный артист СССР, с’1955 по 1958 гг. работал П.С.Вельяминов — известный актер, народный артист России — и ДР-
Городской сад
В 1936 г. на части городской базарной площади устроили городской сад, посадили деревья. Однако деревья росли медленно, и настоящий сад получился только к 1948 г., когда он и был открыт. В саду был летний кинотеатр, две танцевальные площадки, буфеты, аттракционы для детей и взрослых, фонтаны «Лебедь» и «Счастливое детство» и, конечно же, фигуры вождей — В.И.Ленина и И.В.Сталина. Сейчас остался один В.И.Ленин.
Старую историю страны и Тюмени представляет дрм на углу Первомайской и Республики. Он принадлежал богатому купцу Колмакову, построен в XIX в. Прославился дом тем, что здесь на первой губернской конференции Советов в начале апреля 1918 г. депутаты решили перенести столицу губернии из Тобольска в Тюмень, а губернию назвать Тюменской. Так Тюмень в давнем споре с Тобольском окончательно подставила ему историческую «подножку», сделав его вторым городом в губернии.
Улица несбывшихся проектов
Поскольку ул.Первомайская, как говорят и пишут, является «визитной карточкой» Тюмени, многие поколения городских властей пытались превратить ее в улицу, достойную центра нефтяного региона России. Однако этого не произошло, поскольку Тюмень хоть и делала все возможное для развития Западносибирского топливно-энергетического комплекса, но не была кем-то где-то вписана в число городов, входящих в этот комплекс, а потому больших денег на развитие города из Москвы не отпускали. Теперь, как говорят, поезд ушел, и Тюмень осталась один на один со своими давними проблемами. Одна из них — продолжение улицы Первомайской к реке Туре.
Улица Голицынская (Первомайская) возникла значительно позже, чем была застроена территория вдоль Туры. В результате улица стала тупиковой, упирающейся в ул.Успенскую (Хохрякова).
Все это не имело бы значения для улицы и города, если бы в 1961 г. не построили мост через Туру. Там, где пересекаются ул.Челюскинцев и Осипенко. Подъезды к нему из центра города запутаны, длинны. Наверно, когда мост проектировали и строили, была такая мысль — «пробить» Первомайскую к мосту и реке, но по каким-то причинам этого не сделали.
После того как в начале 1997 г. построили здание регионального управления Федеральной службы безопасности, Первомайская сделала первый робкий шажок к Туре, но до нее осталось еще 200 метров и 4 памятника архитектуры, которые «охраняются государством» и препятствуют продлению улицы. Сделать и этот первый шажок улице было крайне трудно, так как по одному из проектов застройки рядом с ФСБ должно было быть построено здание предприятия N 22 управления геодезии и картографии, под него были забиты пробные сваи, но стройка не получила необходимого финансирования.
На углу ул. Первомайской и Республики в начале 70-х гг. планировали построить первое в Тюмени высотное здание — 14- этажную гостиницу «Геолог». На этом месте стоял одноэтажный кирпичный гастроном постройки XIX в. В середине 70-х гг. Министерство геологии выделило деньги, срочно сделали проект… Cta- ли забивать сваи… Потом стройка замерла до начала 80-х гг. Обновили проект, сделали фундамент. Но деньги иссякли. Котлован стал зарастать ивняком, и накануне празднования 400-летия Тюмени его засыпали песком и закрыли асфальтом…
Не удались планы застройки ул. Первомайской по четной стороне отул. Герцена до оврага… К 1998 г. там построили один девятиэтажный дом и половину второго. Все остальное — «деревянное зодчество» XIX века.
Новостройки улицы Первомайской
Однако кое-что построить на Первомайской все уже удалось. Перестройка началась еще в 30-е гг. XX в. Первым был построен так называемый «Андреевский» дом напротив нынешнего завода пластмасс за Товарным шоссе. Дом так назвали потому, что тогда министром путей сообщения был А.А.Андреев, он отпустил деньги на строительство четырехэтажного кирпичного дома для железнодорожников. Дом сгорел зимой 1974 г.
В середине 30-х гг. построены здания драмтеатра, первой тюменской гостиницы «Заря» на перекрестке с ул. Володарского и напротив через перекресток — школы N 25.
В середине 60-х гг. построили жилой «хрущевский» дом N 3. На месте «Андреевского» дома в 1978 г. начали строить многоэтажный, но работы шли ни шатко ни валко. В 1981 г. сдали 9- этажный дом с кафе на первом этаже вблизи драмтеатра, при этом тайком ночью была снесена кирпичная жилая усадьба постройки XIX в.: два дома, соединенные кирпичными воротами с аркой. 30 октября этого же года партийная, советская и городская власти въехали в то здание, которое известно тюменцам как «мэрия». Летом была устроена площадь перед зданием.
23 марта 1984 г. открылся Дом быта «Сибирь» в самом начале ул. Первомайской на перекрестке с ул. Володарского; с середины 90-х гг. это ОАО «ЛУКойл- сервисбыт Сибирь».
В 1997-1999 гг. компания «Синтра» построила свой офис — небольшой двухэтажный теремок вблизи драмтеатра с так называемой «ломаной» крышей и вычурными украшениями.
Весной 1998 г. разобрали часть бывшей гостиницы «Заря». Скоро тут поднимется очередная новостройка.
Благодарю И.И.Eрмакова за помощь при написании очерка.
***
фото: