X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Еврейские организации восстановили

Правда, только на терpumopuu дома отдыха

«Планерное», что в Подмосковье, и только на четыре дня.

На первую конференцию еврейских общинных центров в СНГ съехались и слетелись представители местных организаций из Молдавии, Приднестровья, Грузии и Азербайджана. Из Хабаровска, Новосибирска, Тюмени. Из большинства уральских городов и центральной России. Из Украины и Белоруссии.

Eдинство было сформулировано даже в общем тезисе — еврейская община СНГ на рубеже веков.

Дискуссии показали, что бывшая общность — советский народ — все еще существует. Границы, располосовавшие прежний СССР, все еще не прошли через сердца и мысли людей. Гопорили о возрождении традиций и воспитании детей. О развитии благотворительных служб и об опасности религиозной ортодоксальности. Об обмене творческими коллективами (помните, в советское время дни национальных культур в Тюменской области?) и о попытках поменьше зависеть от зарубежной помощи.

Да, цифры алии(репатриации с на историческую родину) потрясают. Но как сказал один из выступавших, все не уедут. Значит, надо жить в России и продолжать оставаться евреями. Надо жить в России и поддерживать отношения с другими национальными объединениями. То же самое — об Украине, где по-прежнему самые многочисленные еврейские общины на территории СНГ. О Белоруссии. Что ни говори, а если в России евреи живут со времен Владимира Мономаха, то в Грузии — уже две с половиной тысячи лет.

Интересный вопрос: уезжает так много, а состав общин как будто не уменьшается. Eсть и интересный ответ: чем дальше, тем отчетливее ощущают себя евреями те, что пытались считать себя «просто советскими гражданами».

И это происходит, несмотря на антисемитизм! Несмотря на то, что оскорбительная лексика, которую можно было услышать в пьяной подворотне и на автобусной остановке, сегодня поднялась до думской трибуны, она звучит на главной площади страны, и похоже, что общество уже готово внести эту брань в словарь приличных слов.

Но растут дети. Забавно было слышать, как светловолосый парень из Иркутска по имени Давид, нажимая на «о», рассказывал о готовящемся в Ангарске семинаре по иудаике, на который приглашен духовный лидер русских евреев Штейнзальц.

Участники конференции обсуждали опыт семейных программ. Международные совместные программы с общинами по ту сторону Атлантики, и при этом подчеркивали необходимость равноправно опиршерства. Под руководством профессора Иерусалимского университета Барри Хазана размышляли над глубинным смыслом стихов современных поэтов, пишущих на иврите и идише. Вместе с Eвгенией Масловой из Петербурга пытались найти еврейскую идентичность в культуре, а не в синагоге.

Четыре дня крупица за крупицей складывались в копилку коллективного опыта, для которого не существует границ. Детские сады и школы. Сооружение синагог и восстановление культурных потоков, оборвавшихся еще в 1929 году. А потом прощались и разъезжались. В Тюмень, Иркутск, Орск, Чернигов и Борисов, Курск и Кострому,в Нижний Новогород и просто Новгород.

И почти каждый увозил с собою недавно изданный четырехтомник энциклопедического (формата — поминальный список евреев, которые с оружием в руках защищали нашу советскую Родину в Отечественной войне и отдали за Родину свои жизни.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта