А если всё важное станет не важным?
Я медсестра гражданской обороны. У меня даже корочки есть. И знаю, что если случится ядерное нападение, то должна взять свою сумку сандружинницы и направиться прямо в очаг. Поскольку никакой сумки сандружинницы у меня почему-то нет, то я должна, видимо, сначала найти штаб, где мне, надеюсь, и выдадут означенную сумку. И потом пойду в очаг — вытаскивать, как учили, пострадавших. Как пользоваться аптечкой АИ-2, я, конечно, помню уже слабо, ну да ничего — по-моему, там внутри должна быть инструкция.
Несмотря на такую блестящую подготовку, мне очень как не хочется при случае идти в очаг ядерного поражения. Правда, как говорил на уроках по НВП наш школьный военрук, когда мы обсуждали пути эвакуации, «ядерная бомба — это не пудреница по пятнадцать копеек. Eе и на Тюмень-то вряд ли сбросят, а тем более на деревню Н.». Название деревни, куда наша школа будет эвакуироваться в случае нападения противника, опускаю из соображений секретности.
Ну, допустим, товарищ подполковник был глубоко прав и ядерную бомбу вероломные враги на Тюмень не бросят. Что ж, в мире полно другого оружия, подешевле. Не ядерного.
Проблема в том, что мы твердо знаем, что делать ПОСЛE. Нас научили. И понятия не имеем о том, что делать ДО. В смысле — как сделать, чтобы наши страшные умения нам никогда в жизни не понадобились. Чтобы не было войны. Чтобы никогда в жизни не пришлось прикалывать пострадавшему язык булавкой к одежде — чтобы он в бессознаний не захлебнулся собственной рвотой. А куда падать — головой к взрыву или ногами -вообще хочется поскорее забыть.
Раньше мы знали, что для того, чтобы не было войны, нужно пойти на митинг. Мы ходили на митинги, осуждали американскую военщину, пели песни. Но, по-моему, американской военщине об этом не докладывали.
Мне представляется очень мудрым, что военной подготовке и навыкам гражданской обороны учили школьников и студентов. И не только потому, что их легче организовать. Дети, в отличие от взрослых, еще способны воспринять все эти противогазы и антидоты как забавную игру. Как странную причуду министерских чиновников. Посади же за учебник по гражданской обороны взрослого, и он сойдет с ума от переживаний. И всё равно ничего не выучит. Детская же память намного крепче.
Взрослые,в отличие от детей, читают газеты. А в газетах пишут, что натовская неадекватная реакция на рядовой межнациональный конфликт в Югославии объясняется тем, что с развалом СССР и Варшавского договора североатлантический альянс потерял зримого врага, ас ним и смысл существования. Что натовские вояки своим вмешательством в сугубо внутренние дела просто пытаются оправдать затраты на создание, поддержание и регулярное подновление военной машины. То же самое сейчас происходит и у нас, когда раздаются крики о необходимости ответного удара (или о восстановлении нарушенного паритета сил). Редкий шанс для нашего военно-промышленного комплекса.
Причины пожара можно назвать разные, но легче ли от этого сербам, на дома которых валятся бомбы? Взрывная волна этих бомбардировок равно накрывает и косоваров. Достается и болгарам, и даже китайцам (на днях бомба попала в китайское посольство)…
Пытаюсь представить себе, что думают и чувствуют жители несчастной Югославии. О чем пишут сегодня в их газетах. Ведь случись какая война — и всё сразу станет не важным: и открытие нового гуляльного сезона в городском саду, и отсутствие общественных туалетов, и расписание движения дачных автобусов, и жилищно-коммунальные проблемы… Мы, газетчики, иногда ворчим, нам иногда кажутся мелкими наши основные «коммунальные» темы. Нам хочется чего-то более весомого. А лучше — эпохального. В то же время обилие криминальных сообщений вызывает чувство страха и неуверенности. Да лучше всю жизнь писать о слабом напоре и порывах канализационных сетей — лишь бы жизнь наша была мирной.