Человек, приверженный добру
У этого вечера было два начала. Первое — это когда искали взрывное устройство в филармоническом зале. Тех, кто успел устроиться в креслах, попросили одеться и выйти на улицу. Оказывается, минут за двадцать до концерта в филармонию позвонили и предупредили: в зале — бомба. Понятно, ее надо было найти. Искали около часа. Холодный ветер «смёл» примерно половину ожидавших, но постепенно и они вернулись — зал был почти полон. А бомбу не нашли.
А потом было настоящее начало- прозвучавшая первой песня «Eхал цыган на коне верхом», исполненная ансамблем под руководством дочери Михаила Марковича Наташи.
Каждый человек оставляет на земле память о себе, различны только ее масштабы. После Михаила Марковича, 75-летие которого мы отмечали, осталось нечто вечное. Песня, ставшая народной, — о таком подарке судьбы мечтает каждый композитор. И дети, все трое ставшие музыкантами, продолжившие дело отца, который, говорила о нем Наталья Гультяева, «был для нас всегда праздником».
Праздником были и работа с ним, и общение, рассказали друзья Михаила Марковича. В том, что семья Бирманов в 1953 году осела в Тюмени — заслуга Леонида Згерского, первого и многолетнего директора нашей филармонии, он уговорил Бирмана-старшего и его жену Eлизавету Николаевну сменить кочевую жизнь на сибирский город, тогда еще не имевший репутации музыкального города. И тому, что в Тюмени нынче большие музыканты далеко не редкость, немало способствовал и Михаил Маркович, в частности, созданием музыкального лектория. И, конечно, собственным участием в классических концертах. Леонид Мечиславович вспоминал, как Бирман-старший, за три часа до начала выступления просмотрев ноты, выручил солистов балета Большого театра, у которых заболел аккомпаниатор. Музыкантом он был талантливейшим. И еще он был привержен добру, вспомнили весьма к месту слова Генриха Нейгауза.
Вообще весь вечер был, как бы раньше сказали, перекличкой поколений. Все выступавшие музыканты так или иначе, сами или через своих учителей, были связаны с тем, кому был посвящен вечер. Оркестр русских народных инструментов создавал Леонид Беззубов, друживший с Михаилом Марковичем и, конечно же, многому у него научившийся. А уже ученица Беззубова — Лариса Хоменко, преподаватель училища искусств, показала свой камерный оркестр, и ее ученики Денис Пищемуха и Михаил Киселев специально для этого выступления подготовили аргентинское танго под названием «Памяти отца».
Александр Калугин, в прошлом директор нашего драмтеатра, много лет работавший с Бирманом-старшим бок о бок, вспомнил, каким ярким было его музыкальное оформление спектаклей. И еще он вполне справедливо отметил, что этот человек при жизни не получил той оценки, которую заслуживал, — черта, печально характерная для россиян, а впрочем, и не только.
Из других выступлений хотелось бы отметить дуэт Ольги и Андрея Чувашовых и камерный хор под управлением очень талантливой, с хорошей дирижерской пластикой Анжелики Таланцевой.
Вечер закончился на очень высокой ноте, заданной Александром Дьяконовым-Дьяченковым. Выйдя на сцену, он первым долгом поклонился портрету Михаила Марковича. Думаю, что он поклонился также и памяти своего отца Георгия Ивановича — все вместе они долго жили в одном доме, одном подъезде, дружили и работали вместе. А потом прозвучала еще одна замечательная песня Михаила Марковича на слова Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей». Эта песня — духовное завещание композитора и музыканта.
А что друзей у него по-прежнему много, подтвердили зрители, принимавшие все происходившее не просто тепло, а с высшей степенью эмоциональности.