Дорогое удовольствие -для души
В пушкинские торжества в Тюмени свою творческую лепту внесли молодые. В юношеской театральной студии «В добрый час» гимназии N 1 играют премьерные спектакли в жанре скоморошины для детей и взрослых по мотивам «Сказки о Золотом петушке». 7 мая постановку экзаменовали самые серьезные зрители — участники городского семинара школьных дирекций. Бурные аплодисменты почтенной аудитории, возгласы «Молодцы!», «Браво!» говорили сами за себя.
Успех по праву делят и студийцы, и художественный руководитель, актер областного драмтеатра Рюрик Нагорничных, кстати, известный как режиссер. Приняв в 1992 г. предложение директора тогда еще СШ N 1 Михаила Колосова организовать школьный театральный кружок, мастер сразу же решил идти по студийному пути, смело экспериментировать, искать новые сценические формы. Нагорничных пришелся по душе старшеклассникам, ибо он как бы заново вместе с ними осваивал азы актерского мастерства, одновременно ставя сложные творческие задачи. Причем режиссер заделался и драматургом, переосмысливая, дополняя известные сюжеты, целые произведения.
Так появились свои версии детских поэм Корнея Чуковского, «Басни-цветасни» по мотивам произведений Сергея Михалкова, фантазия на сюжет «Мухи-Цокотухи». Наконец, студия удивила многих полнометражным спектаклем «В добрый час» по пьесе Виктора Розова. Так у студийцев появилось свое имя.
Новой ступенью в работе стали сцены из пушкинской трагедии «Борис Годунов», удостоенные диплома 1-й степени на областном смотре. К работе над последней премьерой это был уже коллектив единомышленников, давший клятву верности друг другу, своему молодому театру. Появилось упоение свободой, юношеским открытием того, чтс сцена может быть смыслом жизни (Людмила Хворостова), благодарным трудом (Гульназ Юсифова), разнообразием общения, удовольствием вживания в образ другого человека, другого мира (Тимур Зурабов), взаимопомощи, когда все как один, как ансамбль, дарующий и самим себе, и зрителям радость игры (Сергей Четвертных)…
И тогда Нагорничных решился. Энергии его питомцам не занимать, чисто визуально они смотрятся из зала — и поодиночке, и в массовых сценах. Уже играют не слепо, а на кураже, умело перевоплощаясь. Понимают и принимают свой маневр, тем более что режиссер убедительно подчеркивает индивидуальности, опирается на личность, характер.
«Сказка о Золотом петушке» читается минут за 15, там почти нет прямой речи персонажей. А что… тут Рюрик Нагорничных чуть не задохнулся. Но ведь у него театр, пусть студийный, школьный, но театр. Eсли и играть эту пушкинскую сказку, то вжиться в текст, увидеть ее героев «говорящими», раскрыть художественное пространство, расширить его, догадаться, как бы это сделал сам Пушкин. Такое ведь было — фабулу гоголевского «Ревизора» поэт рассказал Николаю Васильевичу…
И Нагорничных «дописывает» сказку так, как бы ее сыграли наши скоморохи — веселые, молодые и озорные люди, чей дух не грех вселить в студийцев. А тем только того и надо.
Текст режиссера, обрамивший классику, выверен тщательно, схож интонационно и ритмически. Простор для юношеской фантазии, общего веселья и импровизации. Сверхзадача — раскрыть безответственность власти, способной довести целую страну до краха. Царя До-дона эксцентрично играет Григорий Каширин (отмечен за лучшую мужскую роль на недавнем областном смотре). Студиец неплохо имитирует роль сегодняшних политиков, чьи «игры», оказывается, схожи с причудами властителей стародавних времен. Из-за которых хватил народ лиха.
Шарж, острый гротеск, даже выразительная клоунада наполняют игру Четвертных (Боярин), Хворостовой (Ключница), Ольги Хачко (Шут). Колоритен в своей бесполезной монументальности Воевода (Артем Каменских). Нянька царя (Eкатерина Августеняк) по типажу и комическому лику близка к присловью: простота хуже воровства. Инстинкт власти и недалекий ум точно передает учитель младших классов гимназии Наталья Устюгова.
Зурабов нашел приемы, «переходя» от роли Мудреца в образ Дьяка, выигрывая в передаче разных социальных масок своих персонажей. В том же ключе представляет своих Сватью и Шемаханскую царицу Юсифова. А в целом студийное скоморошество смеясь расстается с прошлым. Оно не виновато в старых пороках, оно с беспощадностью юности разоблачает их, отбрасывая как дурную болезнь. И в этом оптимизм спектакля, надежда на то, что эти молодые ребята своим веселым сценическим «уроком» укрепят и собственные душевные силы, и зрителей.
В остальном в студии всё, как в профессиональном театре. Полезно ассистирует режиссеру Лариса Нагорничных, которая,, кстати, ведет в студии уроки сценической речи. И тюменский, глухой акцент практически побежден. Декор хотя и скромен, но довольно точен. Этакое «лоскутное одеяло» задника — словно символическая картина додоновского царства с его леностью и косностью. Сами студийцы выполняют обязанности помощника режиссера, реквизитора и костюмера.
Говорим о Пушкине. Ребята открывают его как живого, как современника и сверстника. Как личное богатство, приращение поэзии души, как праздник души. Подает реплику Ксения Матвеева, она перешла в другую школу (так получилось), но приезжает из Восточного микрорайона сюда. Здесь родное. И тут все посмотрели на режиссера и заговорили… Так бывает только в хорошей семье, где старшие умеют вести диалог с молодыми. Где театральное учение идет с увлечением, и Нагорничных даже заменяет питомцам близких родственников.
Конечно, кто-то срывается, уходит, потом приходит. Но нет жестокости — эта театральная «семья» умеет прощать. И если тебя ругает режиссер, то нет той обиды, как в обычном классе. Там сейчас каждый за себя, а тут — общее дело. Не пересилишь свой балдеж — загубишь сцену, отношения с друзьями по студии, без которой уже не представляешь себя. Такая эта заманчивая и замечательная штука — театр. В нем вечная молодость жива.
***
фото: