«Я не считаю крамольным, что женщины водят машину»
Гость рубрики — депутат городской Думы, заместитель председателя комиссии по бюджету, местным налогам, сборам и контролю за их использованием Юрий Коновалов.
— Расскажите, пожалуйста, свою автомобильную биографию.
— С машиной познакомился в 1974 году, в Омской высшей школе милиции. В 1975-м получил права. А в 1979-м появилась машина, сразу после женитьбы, — «жигули» первой модели. Тесть подарил. Через год мой отец купил машину — тоже «копейку», и я пересел на нее. Восемь лет отъездил. В 1988 году тестю как передовику выделили «ниву». Просто так в то время купить машину было невозможно, нужно было годами стоять в очереди.
Через два года уже мне как передовику, в 35 лет (я тогда работал в управлении угро УВД Тюменской области), выделили «жигули»-шестерку. Когда был начальником УВД города, появилась девяносто девятая модель. В 1997 году завел иномарку. «ДЭУ эсперо» считается самой простой из иномарок, но даже она комфортабельнее любой русской машины. Два года езжу и горя не знаю. А кондиционер, стеклоподъемник — это не роскошь. Это должно быть в каждой машине.
— Кроме машины с какой техникой приходилось иметь дело?
— Однажды летал пилотом на вертолете МИ-2. Гостил у старшего брата на Севере, и пилот двухместного вертолета как-то предложил мне до Нягани побыть вторым пилотом. 25 минут мы летели, а мне казалось, что прошла целая вечность. Я держал рычаг управления и боялся пошевелиться, потому что если немного его наклонить, вертолет дает крен. Eле дождался, пока город покажется.
— Много лет отработано в милиции, в разных званиях
— как складывались взаимоотношения с автоинспекцией?
— Проблем никогда не возникало. А в последние годы, когда работал начальником УВД Тюмени, многие в лицо знали и при встрече отдавали честь.
— Вы долго жили на Севере?
— Я родился в Ишиме. Когда был третьеклассником, отца перевели начальником районной милиции в Октябрьское.
— Уж там-то случались курьезы на дороге?
— На Севере, в маленьких поселениях, по крайней мере раньше, без прав ездить было не зазорно. Это было, можно сказать, нормой. Мальчишками мы частенько гоняли на отцовских мотоциклах. Однажды зимой мой «урал» перевернулся, обошлось, правда, без травм, только фара помялась.
— То-то вы получили трепку от родителей?
— Нет. Отец не стал меня ругать. Он видел, как сильно переживаю, и, видно, понял, что урок я получил на всю жизнь.
— Выбор профессии, наверное, был неслучайным? Сознательно пошли по стопам отца?
— Eсли честно, я мечтал поступить в летное. Мой старший товарищ учился в Барнаульском летном училище, он-то меня и отговорил туда поступать. Я по складу — гуманитарий, а там математика требовалась. С моей четверкой поступить было бы сложно. И я пошел учиться в высшую школу милиции. Конкурс был 15 человек на место. Нисколько не жалею, что выбрал именно эту профессию. В Омске я учился вместе с нынешним министром внутренних дел России Владимиром Борисовичем Рушайло.
— Ваша дочь не стремится сесть за руль?
— Дочь на отлично учится в международном институте. И ей очень хочется водить машину, но я настаиваю начать обучение только после сессии. Летом, во время каникул.
— А если она попросит у папы машину?
— Я не смогу отказать. За ее хорошую учебу. Она у меня умница, с золотой медалью школу кончила. Это она в меня пошла, я ведь тоже в школе хорошо учился. Чуть-чуть до медали недотянул.
— Как вы относитесь к женщинам за рулем?
— Я не считаю крамольным, что женщина водит машину. Мы же цивилизованные люди, поэтому не должно быть дискриминации в отношении женщин. Eсть женщины, которые гораздо лучше мужчин водят машину, а есть такие, которых все водители боятся; Eсли дама неуверенно себя чувствует за рулем — это сразу видно. А машина всего лишь необходимость, хотя после 17 августа опять стала роскошью. До сих пор удивляюсь, как новички ездят по нашим дорогам, водитель со стажем и тот может растеряться. Но интенсивное движение не только в Тюмени. Однажды я гостил у друзей в Москве и там сел за руль. Проехал пару километров и сказал: больше не поеду. Страшно стало.
— В дорожно-транспортные происшествия попадали ?
— За всю мою автомобильную биографию — трижды, и всегда не по своей вине. В первый раз еще на «копейке» тестя. «Москвич» перестраивался во второй ряд и поцарапал мне дверь. Во второй, я уже ездил на отцовской «копейке». На светофоре на полной скорости мне в багажник въехал «москвич»-каблучок. Водитель — молодой парень, заговорился с женщиной и не заметил моей машины. Правда, удар пришелся удачно, лишь немного помял бампер. В третий раз, опять на светофоре,
уже «волга» въехала в то же самое место, и опять помялся бампер. После этого на светофорах я стал осторожничать. Теперь мою бдительность сложно усыпить, постоянно смотрю в зеркало заднего вида, и если что — «убегаю» от невнимательных водителей, перестраиваюсь в другой ряд.
— А транспортные курьезы на работе случались ?
— В свое время — в 1978 году я работал в уголовном розыске. Тогда у нас на весь отдел была всего одна машина. Вот в каких условиях приходилось работать! Это сейчас немного. Стало легче. Однажды мы нашли угнанную «шестерку». Хозяин за ней долго не приходил. Машин не хватало, а преступность всегда была высокой, мы решили, что не стоять же ей просто так, пока не нашелся хозяин. День отъездили, второй. Тогда у воров была мода «бомбить» базы с меховыми изделиями. И после одной крупной кражи нам надо было задержать подозреваемого. Ночью у его симпатии мы сели в засаду (в частном секторе Калининского округа). Нас было трое, все в штатском.
Недолго пришлось ждать. Надели на вора наручники и повели к машине. Ночь, на нас никаких опознавательных знаков, машина с разбитой форточкой, да еще и заводится без ключей. Бедный вор страху натерпелся. Не мог понять, кто и куда, за какие провинности его везет. Думал -расправа. Только когда подъехали к управлению, вор облегченно вздохнул и сказал, ну слава богу, а то я уж подумал — убивать везут. Через некоторое время нашелся и хозяин машины.
— Недавно депутаты делали объезд по дорогам…
— Я и без объезда знаю проблемы наших дорог. Считаю, что в Тюмени некачественно ремонтируют дороги. На сегодняшний день можно делать только две вещи, чтобы поддерживать их в более или менее нормальном состоянии — строить и делать качественный ямочный ремонт, а он производится плохо. Все грешат на отсутствие и нехватку денег, но я считаю, что даже те деньги, что выделяются, должны использоваться более рационально.
***
фото: