X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Город деревянный на реке

Рассказывают, что однажды три человека решили отдохнуть на реке и наняли для этой цели четырехпалубный теплоход «Генерал Карбышев». Их можно понять: «Карбышев» и разлившаяся Тура — замечательное сочетание.

Вот и мне повезло — оказался гостем на «Карбышеве», совершающем первый в эту навигацию пассажирский рейс.

Вода высока, под городскими мостами четырехпалубному теплоходу не пройти. Eхали автобусом до деревни Борки. Сказочное зрелище: привалившись правым бортом к берегу, прямо среди кустов и деревьев стоит белый пароход. («Карбышев», конечно, теплоход, но захотелось написать — пароход). Прямо как картинка из книжки «Бегущая по волнам». Несколько шагов по пружинящему трапу, и вот под ногами гулкая металлическая палуба, только что покрашенная синим. Длинный фронт купе и кают, портрет генерала Карбышева в коридоре (все, что осталось от прежнего музея), дымок над толстой трубой, посадка закончена, и сразу удар в память и сердце. Как положено — судно отваливает, и звучит над водой старинный марш «Прощание славянки».

Не знаю, кто и когда решил, что на сибирских реках именно этот марш станет «отвальным», но я слышал его на многих пристанях Тюменской области — в Тобольске и Мужах, в Салехарде и Увате, в Аксарке и Березове…

.. .Тра-та-та-та трам-пам-пам-пам-пам…

Ах, текучая вода, какие воспоминания ты можешь навеять, какие чувства вызвать? Что сравнится с тобой? Разве только глубокое небо да оранжевое пламя. Но сила и притяжение воды все равно сильнее. Может быть, как память о том далеком времени, когда все мы еще жили в воде и боялись обжечь воздухом легкие…

Тем временем «Карбышев» неторопливо поднимается вверх, вместе с водой текут вдоль бортов леса, поля, населенные пункты, стоящие вдоль старого и нового тобольских трактов.

Старый «Карбышев». Он был заложен на нашем судостроительном заводе в 1959 году, и было их в серии только четыре: «Тобол», «Гагарин», «Тюмень» и «Чулым». «Тюмень» вскоре сгорела. «Чулым» был переименован в «Генерала Карбышева». Обычно судно такого типа ходит лет сорок пять, так что 39-летний «Карбышев» — старичок.

Eго нынешний капитан Юрий Герасимов на год моложе. 13 лет он стоит на капитанском мостике. Несколько лет теплоход работал в Ханты-Мансийске, был пионерским лагерем на воде. Сейчас вернулся в старый порт приписки. 1 июня с ветеранами Югры на борту теплоход снова уйдет в Ханты-Мансийск -недельный круиз, в ходе которого состоится встреча ветеранов с губернатором округа Александром Филипенко.

— А потом будете стоять?

— Отчего же? Нами интересуются многие, и в Тюмени, и на Севере. Eще выбирать будем.

Как видим, для «Карбышева» нынешняя навигация — еще не вечер. Чего не скажешь о грузовом флоте. Сильно его подрубили автодороги, проложенные на Север. И тарифы. «Сами себя загоняем в угол», — говорит Юрий Герасимов. За топливо нефтяники берут четыре тысячи рублей за тонну. А флот — сезонный. Зарабатывает летом, зимой только тратит.

Теплоход тем временем разворачивается где-то в районе Чикчи и плывет вниз. Нет, говорит капитан, он вовсе не потомственный речник, из Владимирской области приехал в Сибирь на практику, да и остался. Скоро два десятка лет, как бороздит здешние воды. И считает, что тюменцы без должного почтения относятся к тому, что украшает их город.

— Тюмень почему-то реку не любит. В Сургуте даже традиция появилась — молодожены обязательно заезжают на речной вокзал. А Тюмень так и стоит спиной к Туре. Забыла о реке, которая ее родила, которая ее столько лет кормила-.

Но капитан оптимистичен. Вероятно, вечное движение воды настраивает его на философский лад. Юрий Герасимов считает, что не вечна «запасная» роль речного флота. Иссякает срок службы нефтепроводов. И снова, считает он, призовут на службу танкера, буксиры, нефтеналивные баржи. Понадобится флот.

Люди станут больше общаться с рекой, станут лучше. Где еще такую красоту найдешь? Где еще так отдохнешь душой, как слушая тихий разговор воды и корабля? Вода не суетится, струит свои воды, не обращая внимания на мелкие людские проблемы.

— Вы — поэт…

— Мало ли о чем передумаешь за ночную вахту, — пожимает плечами Юрий Герасимов.

«Генерал Карбышев» идет от одного обстановочного знака к другому, оставляя позади то белые, то красные щиты. Вода благоволила литься, писал когда-то Леонид Мартынов, кстати, родившийся в сибирском городе на большой реке.

Вода благоволила литься, течь, струиться, сплетаться в прозрачные косы, кружиться в воронках, стирать сильным движением выступы берегов. Вода благоволила быть. Она переполняла мир, словно он — большое русло, созданное для этого потока.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта