Закрытие с открытием
Eсли у вас не получилось побывать в четверг в концертном зале тюменской филармонии, знайте, что вам крупно не повезло. Вам никогда не удастся похвастаться, что вы присутствовали при самом первом выступлении тюменского государственного филармонического оркестра. Вот.
Сороковой сезон филармонии начался, как вы помните, алябьевской осенью и Рахманиновым. А закончился — сладко даже произнести — Генделем, Бахом и Гайдном.
А если быть абсолютно точным, то на самом деле сезон начался и закончился — Михаилом Бирманом. Как сказал потом, когда музыка стала беззвучной и продолжала звучать только в нас самих, Михаил Михайлович, он всегда мечтал сделать Тюмень городом классической музыки. Так и сказал: «цель моей жизни». Теперь, по его словам, Тюмень сама создает концертные программы, а не «прокатывает» заезжих знаменитостей. Теперь у нас — настоящая филармония.Так рядовое событие — первый концерт симфонического оркестра — меняет все содержание. И добавил с некоторой, кажется, растерянностью: «Вот как получилось…».
Радость открытия с Михаилом Бирманом разделил его давний товарищ по сцене Антон Шаро-ев, скрипач и дирижер.
А сначала… Почти человеческие голоса струнных и строгое пение труб возвратили слушателей на 250-300 лет назад. Гендель, «Музыка на воде». Вы видите: неторопливая Темза в зеленых берегах? Вы слышите: скрипки, поющие над ее водой?
Небольшая смена состава — и перед нами уже камерный ансамбль «Барокко» под управлением того же Антона Шароева. А потом присоединяется камерный хор под управлением Анжелики Таланцевой — звучит генделевская оратория «Мессия».
Достойным завершением этой почти любовной встречи с музыкой стала романтическая и печальная «Прощальная симфония» Гайдна, более известная как «Симфония со свечами».
Грустно наблюдать, как оплывают и гаснут свечи над пюпитрами, смолкают валторны и виолончели, покидают сцену музыканты. Остаются лишь одна-единственная свеча и два силуэта. Два скрипача продолжают трогательную мелодию.
Как это должно быть печально. Но вспыхивает свет, и возвращаются на сцену юные скрипачи тюменской школы. Ты неожиданно понимаешь: то, что казалось финалом, на самом деле — только увертюра к новым сезонам и новым концертам. И мне остается лишь повторить: «Как жаль, что вас не было с нами!»
А потом были поздравления вперемежку с мечтами. О новом реконструированном зале филармонии. О громкой славе только что родившегося оркестра. О великой классической музыке, которая сможет нас сделать другими — лучше и добрее.
Я вспоминаю этот последний-первый концерт и думаю о музыкантах будущего века. Я думаю о машине времени по имени «Музыка», которая одним движением смычка переносит нас из прошлого в настоящее и которая даже через сто лет заставит тех, кто будет жить в конце двадцать первого века в нашем городе, чувствовать то же, что чувствуем сегодня мы.
Как часто мы ищем слова, которые помогли бы достучаться до сограждан самого различного общественного положения. Которые обратили бы их взгляды и мысли к земле, да которой живем. Но, подумалось, может быть, для этого не надо слов? Может быть, для этого достаточно, чтобы звучала мелодия?
Запомните эту дату: 27 мая. Тюмень переменила статус. Тюмень стала городом, в котором есть Собственный Филармонический Оркестр.