Построй свой храм
Мария Мосина — журналист, работала в Тюмени (ТРТР, «Регион- Тюмень») с 1993 по 1998 гг. Сейчас живет в Германии, свободный журналист, печатается в газете «Восточный экспресс».
Как-то у Хрущева спросили: «Никита Сергеевич, а вы молились когда-нибудь?» «Конечно. Я всегда молюсь в самолете на высоте 10 тысяч метров при сильных турбулентных потоках», — ответил тот. Эту историю я услышала в Штутгарте от священника русской православной церкви отца Иоанна.
Многие важные события нашей жизни по какой-то странной закономерности случаются как бы невзначай. Ломая голову над решением труднейшей проблемы, пытаясь найти ответ на важный вопрос, помощь получаешь часто совершенно неожиданно. Помощь, вернее, подсказка на столь нами всеми любимое «как жить?» и «что делать?» была в этот вечер предложена и мне — иностранке, ищущей себя и свое место в чужой стране.
В один из субботних вечеров судьба привела меня на церковную службу в штутгартский храм Святителя Николая. Темой проповеди в тот день была роль Веры в жизни людей.
Вверх под своды возносились слова молитвы и пение церковного хора. Потрескивали свечи. Я смотрела на лица собравшихся прихожан.
Мужчина средних лет в строгом костюме. Тонкие аристократические черты. Под очками блестят слезы. Две женщины. Головы повязаны платками. Судя по внешней схожести и разнице в возрасте — мать и дочь. Младшая тихонько на ухо старшей переводит с немецкого на русский слова проповеди. Та согласно кивает головой и часто крестится. Красивая совсем юная девушка. Модная стрижка, яркий макияж. Кланяется низко в пол. Целует руку священника, подойдя за благословением.
Такие разные люди. Так не похожие судьбами. Объединенные одной Верой. Некоторые из прихожан русской православной церкви за границей уже не знают русского языка, но исповедуют православие как религию предков. Для них отказ от Веры равносилен отказу от своих корней, а значит, в чем-то и от себя самого.
Русская церковь в Штутгарте объединяет верующих из самых разных городов. Расстояние — не проблема. Например, Геннадий Андреевич, руководитель церковного хора, приезжает из Швейцарии на каждое богослужение. И, как и все члены общины, делает свою работу совершенно безвозмездно. По велению души. Деньги здесь тоже проблемой не являются. Хотя о них разговор особый.
Русская православная церковь за границей существует на пожертвования прихожан. Небогато, надо сказать, существует. «Храму Святителя Николая с трудом удается сводить концы с концами, рассчитываться за воду и электроэнергию, — поделилась со мной своими заботами староста Нина Герман. — Нашему зданию 103 года, возраст, сами понимаете, уже заслуженный. Последний раз его ремонтировали почти полвека тому назад. Сегодня для ремонта храма и обновления росписи его стен необходимо около 900 тысяч марок. Сумма для нас, конечно, очень большая. Но мы не унываем, копим понемногу…» Потом, улыбнувшись, добавила: «Вот увидите, как похорошеет наш храм!»
Я позавидовала оптимизму этой немолодой, но наполненной каким-то внутренним светом женщины. Религия помогла ей справиться со стрессом, связанным с адаптацией в другой стране, с нелегко дающимся языком, когда восемь лет назад она, как и многие переселенцы из России, практически заново начала свою жизнь. С этого времени именно Вера в Бога стала, по словам Нины, ее главным помощником, опорой и источником энергии. Хозяйственные хлопоты в должности церковного старосты отнимают много времени и сил, но представить себя сегодня без этой нелегкой работы Нина не может. «Это моя доля. Мой крест. И я несу его с радостью и благодарностью», — говорит она легко и вместе с тем с такой серьезной уверенностью, что сомнениям не остается места: Нина обрела себя в служении людям и Богу. И она по-своему счастлива.
Догорали свечи. На лики святых мягко опускался сумрак. Я уходила из церкви в тот вечер, став старше на несколько часов службы и мудрее на одну очень важную истину. Eдиного рецепта счастья для каждого из пяти с лишним миллиардов, населяющих нашу планету, быть не может. Каждый своим путем постигает умение противостоять ударам судьбы и не терять надежды на лучшее. Одно абсолютно — если у тебя есть что-то, чему ты можешь посвятить себя целиком: религия, помощь другим людям, творчество и т.д. — тебя не смогут сломить даже самые тяжелые жизненные ситуации, и силы для борьбы с «турбулентными потоками» ты найдешь всегда. А потому — не стоит плакать или пить горькую, если кажется, что впереди лишь полная чернота и помощи ждать неоткуда. Нужно открыть для себя Храм. Или его построить.
***
фото: