Ода позитивному консерватизму
Майская межрегиональная научно-практическая конференция полезно и всесторонне атаковала проблему «Традиции и новаторство в развитии образования». Свои лучшие силы бросили в прорыв Уральский научно-образовательный центр РАО, ТНЦ РАО, ТГУ, департамент образования и науки администрации Тюменской области, Тюменское управление образования.
.Первый день «генштаб» встречи с лидером — академиком Владимиром Загвязинским — вел борьбу умов и информировал непросвещенных. Виктор Новиков (областной департамент) сделал первый ход — в регионе нашли реальный баланс между традициями: и новаторством в образовании. Артур Христель (тюменское управление) детализировал картину фактами и обобщениями жизни городского образовательного пространства.
Сам Загвязинский подчеркнул, что без педагогических новшеств (инноваций) развитие российского образования невозможно. Кризисные черты переходного периода в регионе преодолевают, стабилизируя обучение и воспитание за счет лучших традиций, а освобождение от советской догматики, унитаризма форм, методик и структур используют в развитии новых школ и направлений. Прошло время безоглядного увлечения новшествами. Мы уже защищаем молодежь от ультра- «профессоров». Смотрим, насколько реальна инновация, способна ли она улучшить образовательное дело.
Но тут красиво по центру ударил ректор ТГУ Геннадий Куцев. Недавний всероссийский семинар подтвердил, что в Тюмени создана новая модель университета (экспертная оценка 100 руководителей российских вузов, из них 15 — из Москвы). С 12 филиалами ТГУ влияет на пространство от Карского моря до Черного (Туапсе). Кредо вуза — следовать принципу позитивного консерватизма. Радикал-реформаторы поломали многое полезное, хорошо, что образованию досталось меньше, чем политике, экономике. Правда, успели оставить вузы и школы без какой-либо системы воспитания. Разрушены все студенческие общественные организации. А в ТГУ бережно отнеслись к традициям, подходящим к новым условиям. Инноваций хватает, их вводят без оглядки на моды, отслеживая результаты.
Академик Шалва Амонашвили (Тбилиси) иногда ностальгирует по временам Союза. При распаде упустили много хорошего. Особенно движение педагогов-новаторов, но дело не кончено. Сам Амонашвили, опираясь на ныне популярные идеи Леонида Занкова о развивающем обучении, выпестовал свою школу гуманной педагогики. Ставя педагогику выше всех наук, призывая создавать в ее лоне новую сферу культурной жизни, академик метафорически определяет свою методику как совместный с учеником поиск судьбы человека. Только если учитель будет выше этого общества, ибо он занимается строительством будущего.
Проректор ТОГИРРО по науке Александр Макареня настаивал на современных императивах образования, в преодолении отчуждения нашего социума от естественной природы. Чтобы воспитание шло раньше обучения, а личностно-ориентированное обучение из сферы экспериментов стало уделом многих учителей. Важно скорей определить стандарты, оценивающие готовность школьника к взрослой жизни.
Профессор Константин Левитан (Eкатеринбург) напомнил об учительском интересе чего же стоит на самом деле тот или иной новатор. И вообще, для инноватики нужен баланс внутренних и внешних условий в каждой школе.
Свежую группировку сил ввела в действие этого удивительного брейн-строминга (мозговой атаки) профессор Маргарита Дудина (УрГУ). Неожиданно высветилась мысль Льва Толстого — воспитание спасет мир. Дудина сражается за этическую педагогику с принципами ненасилия, взаимополезного и соравного диалога учителя и ученика (почитаем «Онегина» вместе), и свободной доброты наставника. Рядом профессор Анна Кирьянова (Оренбург) поставила аксиологический мониторинг, чтобы ценностные идеи стали базисом учительского поиска.
Докторант Альфия Закирова (ТГУ) убедительно показала, как художественно-эстетическая компонента в работе педагога усиливает его влияние, самочувствие. Один пример — нарисуйте раз семь портрет вашего нелюбимого питомца. Не только полегчает, но может открыться и путь к налаживанию отношений. Профессор Николай Алексеев (ТГУ) прав — чтобы сберечь сильно пошатнувшееся здоровье детей, надо психологизировать учебный процесс.
Таков дух научного поиска. А как на практике? Eсть вполне позитивный союз ТНЦ с образовательными учреждениями и их руководством. Начальник управления образования Нижневартовска Анна Щекатунова и ее коллега из г.Муравленко Ирина Сидорова показали, как развивается инновационное образовательное пространство в их городах и реально действуют программы реформирования, разработанные учеными ТНЦ.
Кстати, в Тюмени они не только проводят эксперименты, но и работают научными руководителями во многих школах, внедряющих инновации. Вот почему секции конференции проходили в тюменских СШ N 7, 34, 37, 40. Я занимался в 37-й. Директор Тамара Душина и ее коллеги не только докладывали, какие традиции помогают школе развиваться и какие новшества. В зоне педагогики сотрудничества здесь образовали юношескую общественную организацию, создавшую в школе хороший климат добрых дел.
Запомнился рассказ Тамары Федоровой (СШ села Анохино). После того, как сотрудник ТНЦ Тамара Строкова стала консультировать школу по проблеме обучения и воспитания сельских школьников с девиантным (отклоняющимся) поведением, дело наладилось. Ребята преобразились, по ряду предметов даже опередили сверстников, активны во внеучебной работе.
Около 400 человек привлекла конференция. Из далекого от нас Архангельска приехала Eлена Воронина, узнав, что в Тюмени на деле развивается гуманная педагогика. Профессор Сергей Маврин (Омск) вообще очень высоко оценил образовательный уровень в нашем регионе. К ТНЦ потянулся Оренбург, а мы стали плотней сотрудничать с Уральским научно-образовательным центром. Образовалось своеобразное педагогическое сообщество, в которое теперь входят Eкатеринбург, Тюмень, Челябинск, Курган, Оренбург, Уфа, Пермь, Омск, Югра, Ижевск. А в ТНЦ готовятся к премьере — первым защитам докторских диссертаций по педагогике. И они — действительно новое слово в тюменском единстве науки и практики. Свое видение экологической педагогики у Валентины Игнатовой, связей новых образовательных парадигм — у Ирины Фомичевой. Это их ветви педагогического древа мудрости, выросшего в Тюмени.
***
фото: