X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Пятый элемент моды

Когда значение числа вырастает до символа, мы начинаем эксплуатировать его магию до бесконечности.

Судьба аромата «Chanel N 5» до сих пор не дает спать честолюбивым парфюмерам и дизайнерам. А канун следующего тысячелетия только подогревает их амбиции. В 1997 году счастливая пятерка вновь заявила о себе в названии духов от Элизабет Арден «5th Avenue». В 1998 г. Карл Лагерфельд представил миру моды модель футуристической сумки, красноречиво обозначив ее кодовым номером «2005». 1999 год стал годом рождения антиаромата от японского дизайнера Рей Кавакубо с интригующим названием «Odeur 53», включившим в себя по замыслу автора более пяти десятков абстрактных запахов.

Провокационная цифра становится элементом культа. А поводом к нему — еще одна числовая комбинация: в 1996 «Chanel N 5» отметили свое 75- летие. В свете этого события нумерологический аспект в моде превращается в фетн»‘ Инициатор почина — сам Дом Шанель, выпускающий к юбилейной дате аромат под номером «19», заключенный в классический флакон, ставший уже раритетом своего времени и выставленный в качестве экспоната в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Однако либо новая цветочная формула — коричная роза, жасмин, ирис, нарцисс — оказалась недостаточно выразительной, либо само число не столь судьбоносным, но посвящения не состоялось. Возможно, потому, что конец века нуждался в более весомых символах, освященных историей и традициями. Такими, например, как у французского Дома Hermes, открывшего в 1980 году свой магазин на улице Фобур Сент-Оноре, 24. А в 1995, интуитивно следуя чувству моды, в Hermes создают духи с… адресом вместо названия — «24, Faubourg». Заметьте, что «Пятая авеню» от Элизабет Арден — это тоже адрес — самая фешенебельная улица Нью-Йор

ка, на которой расположены магазины модной одежды от дизайнеров с мировым именем.

Итак, изобретательная мода эстетизировала число, возведя его банальную, сущность в значимость тотема. Духи от Каролины Эррера обращают нам… телефонный код Манхеттена, а лаконичный флакон от Куррежа «2020» запросто адресует к третьему тысячелетию. Знаки будущего расставила и знаменитая фирма Mandarina Duck, разработавшая коллекцию одежды и аксессуаров из кожи с названием «2037 год».

Очевидно, в моде начали действовать правила классических законов нумерологии, возникшие еще в эпоху «древних Мистерий», когда пифагорейцы наделяли числа и геометрические диаграммы именами богов. Согласно записям Плутарха, единицу именовали Аполлоном, а число два — дерзостью, олицетворенной в женской сущности Исиды, Дианы, Венеры и т.д.

Возвращаясь к знаменитой «пятерке», называемой древними греками пентадой, надо сказать о том, что она олицетворяла равновесие, была священным символом света, здоровья и жизненности, а также символизировала пятый элемент — эфир, что в контексте легендарных духов обретает уже совершенно мистический смысл.

Однако известно также и то, что большая часть тайного учения Пифагора о числах была уничтожена, а сохранившиеся фрагменты не открывают, а еще более затемняют природу математической философии. Поэтому, в конечном счете, умнее всех оказался французский модельер Жан-Шарль де Кастельбажак, создавший ковер ручной работы под названием «27 дней любви». В этом любопытном произведении искусства, напоминающем цветной кроссворд, нет ни одного явного или скрытого намека на значение числа. Может быть, я ошибаюсь, но весь замысел выглядит весьма иронично по отношению к новому культу. И, возможно, его единственное назначение — подарить нам то, в чем мы действительно нуждаемся, — очередную игру в бесконечном ряду условных ценностей и символов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта