Нефтевыборы
Тюменская нефтяная компания старательно демонстрирует, что ее рано переименовывать в московскую. Годовое собрание акционеров собралось у нас в ДК «Нефтяник» в пятницу. Сразу после окончания собрания акционеры заспешили в аэропорт. В Москву! в Москву! Пускай. Лишь бы налоги продолжали платить здесь.
На пресс-конференции итогов собрания нам не сказали -голосование проходило по всем вопросам одновременно. Однако то, что в состав совета директоров вошел его «прошлогодний» председатель Леонид Рокецкий, весьма вероятно. Eго кандидатура предложена Российским фондом федерального имущества.
Меньше всего журналистов интересовали производственные и финансовые показатели. Хотя, если верить президентскому докладу об итогах года, дела идут хорошо. Убытки, которые показаны в отчете, — формальны, образовались за счет переоценки по после августовскому курсу валютных кредитов. Поэтому вопрос о дивидендах за прошлый год не ставился, зато, возможно, будут промежуточные дивиденды за 1999 год.
Почему же тогда у компании долги по налогам? На заседании областной Думы депутаты Чемезов и Палий (ХМАО) упрекали компанию за долги и за то, что она занижает плату за сырую нефть, тем самым ущемляя интересы дочернего «Нижневартовскнефтегаза» и, соответственно, местного бюджета.
Вот что ответил на это Виктор Вексельберг, заместитель председателя правления компании:
— Текущих долгов у компании нет, есть старые, оставшиеся от прежнего руководства «Нижневартовскнефтегаза». Но и они реструктуризированы. Что касается занижения платы за нефть, это наносило бы вред, если бы «Нижневартовскнефтегаз» был самостоятельным предприятием. Но фактически нет никакой «покупки» нефти. Мы — вертикально интегрированная компания, и твердо стоим на этих позициях. Объемы средств, которые мы реинвестируем в «Нижневартовскнефтегаз», значительно превышают те, что он мог бы вложить, будучи самостоятельным. И налогов местный бюджет получает больше.
Что мы еще «имеем с гуся», кроме налогов? По словам Вексельберга, компания намеренно держит цены на бензин немного ниже, чем у конкурентов. Но нефтеперерабатывающий завод компании находится в Рязани, так что основной рынок сбыта не здесь. Между тем светлые нефтепродукты компании вошли в список 100 лучших продуктов России.