Бегство в мир сатиновых трусов
Зачем нам развивать частные швейные цеха, когда в городе полно швейных фабрик? Этим вопросом отвечали некоторые чиновники на призывы предпринимателей помочь поставить на ноги и на легальную основу их подпольные производства. Шло время, и ничего не менялось: про успехи фабрик ничего не слышно, а цеховики как сидели в подполье, так и сидят. Лучше от этого никому не становится.
Мэрия не показала особой охоты, а предприниматели не проявили особой настойчивости. И все-таки, не без стимулирования со стороны прессы, городская администрация решила проявить инициативу. Начальник департамента по рынку товаров и услуг Анатолий Канов начал обследование тюменских швейных предприятий — и узнать, как живут, и выяснить возможности сотрудничества с предпринимателями.
В среду делегация департамента приехала на промкомбинат облпотребсоюза, расположенный в районе кинотеатра «Октябрь».
Комбинат создан 20 лет назад. Но юбилейных настроений не наблюдается. Когда-то на фасаде красовалось только название предприятия. Сейчас половина помещений отдана торговому дому, который приделал свою вывеску. В общем-то обычная история в наше время. Директор Людмила Митю-шина вспоминает, что некогда промкомбинат имел даже дополнительные производственные помещения на улице Энергетиков.
Золотые деньки ушли, и ничего удивительного в этом нет. Достаточно взглянуть на продукцию. Унылый стандартный набор — постельное белье, одеяла, халаты, трусы и тому подобное. С разноцветным импортом никакого сравнения не выдерживает. Промкомбинат шьет и современную одежду — женщины из департамента по рынку товаров и услуг с одобрением разглядывали и даже примеряли костюмы. Но шьет только под заказ.
Почему бы не поставить производство модной одежды на серийную основу? Директор Митюшина жаловалась на отсутствие оборотных средств, «и вообще это сложно». Но вряд ли нынешний ассортимент способен вытащить промкомбинат из долговой ямы. Нехитрым текстилем интересуются, по словам директора, некоторые городские предприятия. Только платят не деньгами, а пряниками, например. Вот и получают швеи пряники за свой труд.
Занятые позиции, и те удержать нелегко. На рынок постельных принадлежностей приходят все новые конкуренты. К китайцам и туркам присоединились цеха города невест Иваново, именно цеха, потому что их продукция, которой заполнены тюменские рынки, не отвечает стандартам. Благодаря тамошней дешевизне ткани товар из средней полосы куда менее обременителен для кошелька покупателя. Людмила Митюшина жалуется, что на рынке дешевле и синтепоновые одеяла — промкомбинат вынужденно покупает слишком дорогой синтепон.
Специалисты департамента высоко оценили профессионализм швей и качество их работы. Интересовались, почему комбинат не выходит на рынки самостоятельно. «Нет денег», -вздыхала директор. «Но ведь нашим товаропроизводителям выделяем на рынках бесплатные места?» — удивлялся Канов. «Нет денег даже на оплату машины — 350 рублей в день», -отвечала Митюшина.
Вот так, куда ни кинь — всюду клин. «Eсли бы народ стал богатым, мы бы зажили», — удрученно говорила директор. Не знаю. По-моему, если народ вдруг разбогатеет, на товар промкомбината и смотреть не станут. В то же время тюменские швейники, в том числе Людмила Митюшина, любят повторять, что работают для бедных. Видно, мало у нас бедных, раз швейные фабрики дышат на ладан.
Делегаты обсудили проблему отношений с предпринимателями. По словам директора, пару раз заказчицы шили одежду явно для продажи, вот и все отношения. С предложением сотрудничества никто не обращался.
По пути обратно у нас разгорелся горячий спор о том, как вести швейный бизнес. Решили завернуть на Центральный рынок. У торговцев пытались выяснить: отчего же не продают тюменское? Внятно никто не отвечал, хотя российским бельишком торгуют. Некоторые говорили, что не знают, куда обращаться, сами же швейники товар не предлагают. Канов с недоверием отнесся к этим заявлениям. «Да знают они наши фабрики! Просто не хотят платить за товар, просят дать на реализацию».
Сертификация — это огромная проблема для тех, кто шьет на продажу. Никто из тех, с кем мы говорили, не смог показать сертификатов на свои вещи. «Кто шьет?» — «Москва, совместное предприятие». — «Где тогда сертификаты?…..Дома». Сертификация стоит дорого, цеховикам не хочется с этим связываться, поскольку объемы производства, как правило, небольшие. Но покупатель должен быть уверен, что вещь безопасна. Как быть?
Вопросов уйма. Но их надо решать.
Свои шаги Канов и его специалисты обсудят после того, как объедут все предприятия. Подождем.
***
фото: Из цеха — в магазин готовой продукции.