Крайний Робин Крузо или Куда бедному крестьянину податься?
Итак, перелистаем в памяти свежие радости российского рынка. Вдвое подорожал бензин. Хлеб поднялся в цене. С 1 июля обещают нас порадовать новыми тарифами на городской транспорт…
Аплодисменты.
Впрочем, аплодисментов не слышно, а слышно другое. Слышны многочисленные объяснения и толкования, долженствующие вразумить обывателя, что процесс подорожания есть явление объективное. И он, то есть обыватель, должен воспринимать эти перемены если не с восторгом, то хотя бы со смирением.
Что меня более всего восхищает в этой ситуации? Даже не превалирование цены над здравым смыслом, а то громадное количество доброхотов, которое спешит меня убедить в неизбежности и правильности происходящего.
К примеру, цена на бензин не может не вздуваться, поскольку нефтеперегонные заводы отстоят так далеко от меня, потребителя. Интересно, но все равно непонятно. Во вторник я был в Москве и, проезжая по столице, со тщанием изучал ценники на АЗС. И, вы знаете, все они были от 60 копеек до рубля (за литр бензина) выше, чем в Тюмени. Хотя московский завод в Капот — не куда ближе к московскому потребителю, чем любая крекинговая установка (в Перми? в Омске? в Рязани?) к тюменским заправкам. Да и Кириши, где превращает нефть в бензин бывший студент Тюменского индустриального института Владимир Богданов (ныне — господин Сургутнефтегаз), не слишком далеко отстоят от возмущенного «бензиновым заговором» Питера. Словом, объяснения, как видим, отдельно. Азаговор, если он, конечно, есть, отдельно.
Сейчас нам пытаются пояснить, что мы должны со смирением принять очередное подорожание проезда в автобусе. Примем? Конечно, примем. Тем более что и топливо подорожало. И специалисты в ПАТП в голос уверяют, что им (не специалистам, конечно, а ПАТП) от силы осталось жить месяц-пол-тора. Может, и вправду месяц. Хотя только что позвонил тут один мужик и предложил полюбопытствовать на коттеджи автобусных начальников. Но я же не сыщик, я же людям верю, я же не могу их оскорблять подозрением…
Не можешь? Плати. (Хотя ради эксперимента я бы все-таки подождал месяц-другой. Уж слишком давно нам обещают безвременную кончину общественного транспорта).
И про хлеб схожая история. Сначала власти сообщают об успехах на аграрной ниве. И о том, какому тотальному контролю они подвергают хлебопекарную промышленность. Газеты все это печатают — про успехи и про контроль. Хлебопеки же, видно, газет не читают, а когда шум смолкает, начинают охоту за копейкой.
«Курьер» всполошил начальство. И что мы имеем? Правильно — разъяснения. Что мука дорога. Дрожжи дороги. Опять же (о достоверности см. выше) подорожали бензин и дизельное топливо. Eдинственное утешение — что следующий урожай, говорят пояснители, будет еще хуже, а хлеб еще дороже. Почему? Вот этого пока не объясняют.
Что же нам теперь — сухари сушить? Ведь впрок хлеба наесться нельзя.
Хорошо было Робинзону Крузо на его необитаемом острове. Сам себе голова. Что посеял, то и пожал. Но и его однажды пожалел пролетавший попугай, когда жертва кораблекрушения задремала в тени после трудов праведных: «Бедный Робин Крузо! Куда тебя занесло?».
А кто пожалеет горожанина? Везде он оказывается крайним. Все сходится на нем. Дальше него никого нет. Он один держит всю экономику, все ее истощавшие отрасли. И бензиновую, и автобусную, и хлебную. А его, горожанина, держать некому. Может, какой-нибудь попугай прилетите необитаемого острова, пожалеет и хотя бы морально поддержит?