«Пристань Тюмени уж очень нужна»
Густая листва скрывает оползень на правом берегу Туры. На этом месте более века назад возникла городская пристань общего пользования.
Тура издавна служила средством переправки грузов из азиатской части России в европейские губернии. В начале 80-х годов прошлого столетия предприимчивые тюменские купцы неоднократно обращались в городскую думу с прошениями о передаче в аренду земли для устройства пристаней. Причалы и пакгаузы сулили городу и купцам немалую выгоду. Поэтому просьбы рассматривались гласными благосклонно.
В 1886 году доверенный товарищества «Пароходство П. Ширкова и К» тобольский мещанин Степан Селиверстов и уполномоченный пароходного товарищества «Курбатов и Игнатов» коммерции советник Иван Игнатов получили в аренду городские земли по правому берегу Туры площадью 250 квадратных сажен сроком на 15 лет. Было оговорено, что после истечения срока пристань отойдет в пользу города.
Спустя три года пароходство Богословского горнозаводского округа арендовало в Тюмени два участка для собственных причалов. Примеру уральцев последовали местные купцы Гадалов, Жернаков, Плотников и другие деловые люди, использовавшие в своих интересах водные пути сообщения. Однако «Тюмени своя пристань надобна», — посчитал городской голова Анатолий Мальцев. Сего легкой руки в 1896 году городская дума согласилась «устроить для специальной надобности городскую пристань, дабы дать пароходствам, не имеющим собственных пристаней, пользоваться ею за плату от 10 до 25 рублей».
Думцы посчитали, что пристань целесообразней устроить ниже городской шерстомойки и отвести в длину по берегу 50 сажен, а в ширину — как представится возможным.
Уже летом 1898 года городская пристань приняла первые суда. С ее открытием, по мнению судовладельцев, «Тюмень по-настоящему стала основным пунктом перевалки грузов во внутренние губернии России, а оттуда — далее в Сибирь и степные области».
На рубеже XIX — XX веков навигации на Туре стали регулярными.