X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Послесловие: водная экономика

В советские годы речпорт, конечно, процветал, на Север отправляли многочисленные грузы. До 1991 года объём перевозок постоянно увеличивался. Большие надежды связывались с планами строительства нефтехимических комплексов. Да, новая экономика поставила порту коварную подножку. После 17 августа 1998 года клиенты стали исчезать один за одним.

По словам начальника речпорта Милия Закона, новая навигация оптимизма не внушает. Округа уже пообещали, что работы будет немного, северный завоз нынче хиловат. И от империи по имени «Газпром» речники не ждут ничего хорошего.

Удачливым конкурентом оказалась железная дорога. Минречфлота ликвидировали, осталась федеральная служба, которая, считает Закон, не имеет серьезных рычагов давления. А железнодорожники, наоборот, пользуются всяческой поддержкой государства. В частности, они берут плату за свои услуги вперед. Акционерное общество «Речной порт» такой возможностью не располагает.

К тому же тарифы конкурентов практически сравнялись. Eстественно, тот, кто имеет деньги, везет свои грузы по рельсам, кто без рублей — по реке. Рассчитываются с портом кто чем может. Или совсем не рассчитываются.

В конкурента превратилось и Обь-Иртышское пароходство. С приватизацией произошел цивилизованный развод, порт и пароходство существуют раздельно. Закон сетует, что привычка командовать у бывших вышестоящих не исчезла. Из пароходства иногда пытаются давить: «Почему перевозите таких-то, мы с ними работаем!»

Журналисты «Тюменского курьера» хотели узнать: почему порт не проводит круизы по Туре, не занимается внутренними городскими перевозками? Например, можно ли организовать рейс «Лесобаза — Заречный микрорайон»? Начальник ответил, что организовать можно, только экономически невыгодно. Действительно, не по три же рубля брать за билет! Нужна дотация. Хотя, мне показалось, что Закон все-таки заколебался — в конце концов вариантов уйма.

А как обстоят дела «у них»? Миссисипи, говорят, пустынна, подобно нашей Туре. Начальник порта сказал, что сравнивать трудно, тем более Миссисипи не замерзает. На Западе перевозят почти исключительно наливные и сыпучие грузы. «Мы же в последнее время возим все подряд».

Но не все в порту так грустно. Зарплату, причем по нашим меркам немаленькую, стараются выплачивать. Коллектив крепкий, профессиональный. В одном из подразделений трудится 70-летний ветеран реки, человек настолько знающий и умелый, что Закон ни в какую не хочет с ним расставаться.

***
фото: Милий Закон

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта