X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Июнь, месяц воспоминаний

Везет мне, честное слово. Только что сдвоенный юбилей — «Тюменьстройпути» и его многолетнего начальника Дмитрия Ивановича Коротчаева — позволил вернуться на 20 лет назад в лучшую пору моей жизни. Когда строилась железная дорога Сургут-Уренгой, а я в качестве корреспондента радио при сем, скажем так, был летописцем.

И вот новый «деньрожденный день», еще одна круглая дата. 25 лет объединению «Сибкомплектмонтаж». Eсть что вспомнить. Нефтеперекачки, компрессорные станции, блоки и суперблоки.

Правда, мне почему-то кажется, что начинать надо несколько раньше. Ибо недели через две, если я не ошибаюсь, у «блочного дела» обещает быть еще один юбилей — 30 лет со дня образования комсомольско-молодежного треста «Тюменьгазмонтаж». Из которого впоследствии и вырос «СКМ» (или, как называли его меж собой журналисты, «Сикамо»).

Правда, справедливость требует заглянуть еще глубже в прошлое, туда, где копошится на восточной окраине Тюмени строительное управление N 19 со своим начальником Игорем Шаповаловым. И с непонятной на первый взгляд идеей блочности.

До сих пор помню, как Шаповалов (а может быть, это был вовсе Харитонов, главный, когда-то, технолог «Тюменьгазмонтажа»?) объяснял мне: в чем смысл самой идеи блочности. Помню и пересказываю.

Ну представьте себе, что такое стройка. Везут кирпич, цемент, конструкции, различную технологическую начинку. Из всего этого добра собирают насосную, нефтеперекачку или компрессорную. Собирают, заметим, не в городе Тюмени, а где-то в неизвестном цивилизованному миру Мугене или даже Мортке. Что-то забыли — надо посылать вертолет. Чего-то привезли лишку — не везти же обратно. Значит, бросят в тайге. Спишут.

Тогдашний главный инженер Главтюменьнефтегазстроя Юрий Петрович Баталии был одним из отцов идеи: разделить объект на функциональные блоки и перебрасывать их по таежным адресам. А там только состыковывать.

Повезло: я присутствовал при рождении одного из блочных нефтяных первенцев, Куминской нефтеперекачивающей станции. Ровно 30 лет назад, в июне 1969 года. Рыжая хлябь, по которой строители передвигались только на арендованном трелевщике. Прораб Марат Хабибуллин с шальными глазами. И мое первое знакомство с Михаилом Буяновым, монтажником, который там, на Куме, стал бригадиром. Чтобы превратить свой коллектив в самую знаменитую летающую бригаду Тюменской области. Шло создание фундаментов, на которые необходимо будет установить друг за другом блок моторов, блок насосов, блок электрики… А над всей этой возней — белая кондинская ночь.

А в командирском вагончике, закрывшись от комаров, Шаповалов и Харитонов мечтали о том времени, когда с этими блоками они смогут дотянуться до Заполярья, до высоких широт.

И дотянулись. Всего за 15 лет. Когда осваивали Ямбургское газовое месторождение. Только туда не возили «мелочевку» — блок моторов, блок насосов… Туда с левого берега Туры отправляли на плавающих понтонах (они же в перспективе — фундаменты будущих станций) громадные суперблоки. В такой же день, в начале лета, со стапелей ПМК-13 спускали на воду первый плавучий блок. Бригадир Буянов стоял и наблюдал, как назначенный командовать Банишевский-младший (у рослого парня и прозвище было соответствующее — Малый) буквально взрывал сапогами берег. И как сопротивлялся этот первый блок, как цеплялся за землю, как рвались тросы…

Впрочем, точно так же они рвались и там, на Ямбурге, когда блок надо было поднять из воды. Чтобы дождаться снега и зимника. И снова рвались тросы, когда суперы волокли вглубь Тазовского полуострова…

Как жаль, что вас не было с нами, нынешние двадцати-тридцатилетние. Вы бы увидели и навсегда полюбили этих людей, которые, как признавался один из них, не могут работать ни в какой части страны — только в Тюменской области. Правда, той Тюменской области. Но она до сих пор жива в памяти каждого, кто хоть краешком жизни прикоснулся к тому времени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта