X

  • 02 Июль
  • 2024 года
  • № 70
  • 5569

Легко ли найти работу в Москве?

Вот уже несколько лет безработица в стойлице держится в пределах одного процента от экономически активного населения. Это самый низкий показатель в России.

Конечно, могут возразить мне, вы говорите об официально заре- 1 гистрированных людях, а ведь многие просто не обращаются к вам. Да, это для нас не секрет, Но думаю, что применять в Москве, как и в России в целом, методики Международной организации труда для выявления скрытой безработицы вряд ли правомерно. У нас еще только формируется рынок труда, «продавец» и «покупатель» этого специфического товара зачастую действуют не по правилам, не оформляют документально свои отношения. Например, на ярмарке в Лужниках ежедневно занимаются уборкой ..2,5 тысячи человек. Поработали, получили деньги и исчезли. Как считать — безработные они или нет? Юридически — да, а на самом деле — нет. И таких людей в Москве — не одна сотня тысяч.

Как оценивать такое явление? Конечно, непорядок, налоги были бы нелишними в городском бюджете, а отчисления в Фонд занятости очень пригодились бы настоящим безработным, из него выплачиваются пособия, оплачивается учеба на курсах обучения и переподготовки. С другой стороны, даже такое дикое формирование рынка труда помогает смягчить социальные последствия кризиса. Так, в 1992-95 годах более >1,2 миллиона москвичей из промышленности и научно-исследовательских институтов потеряли работу. Подавляющее большинство из них «поглотил» малый и средний бизнес, который постепенно становится самым крупным сектором в сфере занятости. Кстати, Вг этом заслуга московского правительства и московского мэра. Созданные в свое время в каждом из московских округов «инкубаторы бизнеса», в которых начинающим предпринимателям помогали оформить заявки на регистрацию предприятий, на аренду помещений и т.п., способствовали тому, что тысячи предприимчивых людей, не надеясь на государство, завели свое «дело», да еще обеспечили рабочими местами полтора миллиона человек.

Я надеюсь, что со временем мы сумеем навести порядок в этом секторе экономики, доведем до минимума «теневую занятость», хотя это очень сложная задача. Ведь малые предприятия создаются ежедневно, но и часто разоряются, закрываются. Так или иначе, но в подлинно рыночных отношениях содержится больше риска, что, кстати, проявилось и в августе 1998 года. А уж наше дело, государственных и муниципальных органов, смягчить негативные последствия этих рыночных всплесков и падений.

Мы считаем, что обострение ситуации в сфере занятости было временным. Взять те же банки. Не говорю о тех направлениях их деятельности, которые ускорили крах — спекуляции, например. Но ведь с точки зрения кадровой политики, никакой сектор экономики долго не протянет, будучи обремененным лишними и второстепенными структурами, переизбытком кадров. Именно от этого пришлось избавляться банковским и финансовым структурам. А вот в промышленности, в строительстве, на транспорте волна сокращения была менее стихийной, и связана она с реорганизацией производства. Кстати, здесь увольнения еще не кончились, многим придется «поджаться», чтобы стать конкурентоспособными и рентабельными. Но все же, по нашим прогнозам, пик напряженности на московском рынке труда мы скоро минуем.

Что мы делаем для этого? Eжегодно разрабатывается программа содействия занятости населения. Так, в этом году намечено создать 26 тысяч рабочих мест, организовать общественные и временные работы для 93 тысяч человек, оказать помощь в трудоустройстве 315 тысячам человек, направить на профессиональное обучение и переподготовку 13 тысяч безработных, обеспечить материальную поддержку более чем 180 тысячам человек.

Что касается трудоустройства, то нам удалось «накопить» в банке вакансий более 100 тысяч вакансий. Правда, в основном в тех отраслях, которые у москвичей не считаются престижными (почти половина предложений приходилась на профессии водителей, строителей и слесарей) либо с очень низкой заработной платой. Поэтому комитет труда и занятости активно принимает участие в разработке инвестиционных проектов, которые могут принести новые рабочие места либо сохранить или расширить имеющиеся производства. В прошлом году в Москве было создано более 43 тысяч рабочих мест, что способствовало оздоровлению и развитию экономики города. Наконец, в горбюджете предусмотрено выделение средств на поддержку малого бизнеса и самозанятости населения.

Повышению конкурентоспособности москвичей на рынке труда способствовало дальнейшее развитие системы профориентации и профессионального обучения. Служба занятости обеспечила профориентационные услуги и психологическую помощь 80,5 тысячам высвобождаемым и безработным гражданам. Это требует значительных средств, потому что на переподготовку одного человека затрачивается от 700 до 5000 рублей, к тому же выплачивается стипендия в размере трех четвертей от заработка по последнему месту работы. За последнее время в системе переподготовки произошли изменения, с нами стали сотрудничать крупные фирмы, заинтересованные в кадровом пополнении. Например, акционерное общество «Москва» (гостиничный и туристский бизнес}-организовало свои учебные классы, а мы из Фонда занятости выделили им 4 миллиона рублей на оборудование. Организуется совместный учебный комбинат с Восточно-Eвропейским страховым агентством. Eго руководители считают, что занимаются очень перспективным делом, к тому же бывшие сотрудники банков и других финансрвых учреждений, которые ищут сейчас работу, быстро ориентируются в страховом деле.

По поручению правительства столицы служба занятости и комитет социальной защиты населения разработали проект закона «О занятости населения в городе Москве», в полной мере учитывающий сегодняшнюю ситуацию на рынке труда. Этот проект мы считаем более гуманным, чем федеральный. В федеральном законе размер минимального пособия по безработице приравнен к минимальной заработной плате. Мы же предлагаем его увеличить хотя бы до 20 процентов прожиточного минимума — 240 рублей. Конечно, на эти деньги месяц не проживешь. Со временем мы хотим увеличить пособие до размера прожиточного минимума, но, к сожалению, это только перспектива.

В проекте более четко определяется само понятие «безработный» и впервые в российском законодательстве дифференцируется степень его поддержки в зависимости от причин, по которым он оказался в таком положении, — например, при увольнении за нарушение трудовой дисциплины или отчислении с наших курсов переподготовки размер пособия по безработице может быть сокращен.

Служба занятости предполагает, что в 2000 году начнется стабилизация рынка труда в столице, ожидаемое к этому времени ожив- ление экономики и развитие предпринимательства востребуют новую рабочую силу, так что масштабы безработицы сократятся по сравнению с 1997 годом. Стабилизация занятости населения будет достигаться за счет социально-экономической политики правительства Москвы, направленной на поддержку и развитие реального сектора экономики, базообразующих отраслей промышленности и рыночного сектора, высокотехнологичных и эффективных производств, инфраструктуры города.

ИМА-пресс

Александр ЖДАНОВ, председатель комитета труда и занятости правительства Москвы

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта