Амбиции профессиональной психотерапии
Специалисты центра психического здоровья обнаружили в городских поликлиниках огромное количество людей с диагнозом пограничного психического расстройства. Это при том, что в поликлиниках ни психиатров, ни психотерапевтов практически нет. Специалисты говорят, что реально таких больных еще больше.
Речь идет в первую очередь не о серьезных психических заболеваниях, а о неврастении, вегето-сосудистой дистонии, о фобических расстройствах, острой реакции на стресс. Они так или иначе все равно относятся к группе расстройств психики, так называемым пограничным психическим расстройствам.
— Мы понимаем, что с тем количеством врачей, которое есть у нас, такой массе людей не поможешь, — рассказывает заместитель директора городского центра психического здоровья Александр Кондинский. — Поэтому возникла необходимость, чтобы в поликлиниках города были врачи со специальной подготовкой по психотерапии и практической психологии. В связи с чем управление по здравоохранению приняло решение: учить врачей из поликлиник (хотя бы по одному). Мы напоминаем специалистам соматического профиля (терапевтам, невропатологам) о том, что многие симптомы, с которыми обращаются пациенты, могут быть обусловлены не заболеванием тела, а некоторыми психологическими причинами.
По инициативе городского центра психического здоровья в Тюмени организован обучающий семинар по психотерапии. Ведущий преподаватель семинара — главный психотерапевт Минздрава России, профессор, доктор медицинских наук Борис Карвасарский. Борис Дмитриевич представляет не только министерство здравоохранения, но и профильный, известнейший в мире, российский психоневрологический институт имени Бехтерева. В нем базируется федеральный научно-методический центр психотерапии, возглавляемый Карвасарским.
— Прекрасно, что 55 человек, обучающихся на семинаре, — врачи разных специальностей. Они должны понимать больных, которые к ним приходят, иначе пациенты превращаются в заложников медицинского лабиринта. Пусть пациентка будет дочерью крупного городского сановника, она все равно обходит кучу кабинетов прежде чем обратиться к психотерапевту. Общая медицинская сеть очень слабо знакома с психическими проблемами, — подключился к нашему разговору Карвасарский.
— Думается, обывателю прежде всего интересны критерии, по которым определяется психически больной. Где грань между нормой и патологией?
— Я всегда по этому поводу привожу пример из книги «Как закалялась сталь». Там есть эпизод, когда комсомольцы строят узкоколейку: голод, холод, тиф, бандиты. Eсли б мы попросили наших сегодняшних психологов подойти с современными психологическими тестами и посмотреть уровень невротичности героев романа, то он явно зашкаливал бы. Но если б мы спросили тех людей, не больны ли они, то они с возмущением отвергли бы такого рода инсинуации.
Понятие нормы исторически, социально, культурально, ситуативно обусловлено. Это очень важная проблема, но пока она не грозит. России — у нас мало специалистов. Когда в Голландии на одном из конгрессов выступила клинический психолог, она сказала, что западному обществу угрожает потребленческое отношение к области психотерапии, так же, как ко всему остальному. «А зачем мне разрешать проблему, если я могу обратиться к психологу?» В США 90 тысяч клинических психологов. Для сравнения: в России — полторы тысячи.
Сент-Экзюпери говорил, что ценность человека определяется тем, насколько он может сам справляться с проблемами, которые возникают на его пути. К нам должны обращаться только те, кто на самом деле не может справиться со своими проблемами. Таких много, но не все.
— Неблагополучно у нас именно в сфере психического здоровья, — продолжил Карвасарский, — не случайно этому было посвящено одно из заседаний Совета безопасности. Не знаю, в какой другой стране президент издает указ о возрождении психоанализа (запрещенного в России ранее). Я получил предложение создать группу экспертов, которые разработают закон о психотерапии, который пройдет через Думу.
Думаю, что косвенно мы будем влиять и на другие области человеческой деятельности. Можно приводить конкретные примеры: появились неврозы у новых русских, да в самой Думе много людей, которые нуждаются в нашей помощи. Насколько лучше будет организована помощь, настолько лучше будет функционировать государство.