Враждовать с жизнью — великий грех
Тюмень и облдромтеатр попрощались до осени. Произошло это на торжественном закрытии сезона — на втором премьерном спектакле по бытовой комедии Надежды Птушкиной «Пока она умирала…» 2 июля с. г. Странный и противоречивый сезон N 141 стал достоянием нашей художественной истории, ибо театру драмы и комедии пришлось слишком много сил потратить на латание финансовых прорех. Так что закрытие стало особо радостным — к несомненному зрительскому успеху премьеры, спонсорским дарам добавилась выдача жалованья.
Театр ответил своим почитателям и помощникам красивым изданием-буклетом, посвященным недавнему 140-летию. А минувший сезон запомнится премьерами главного режиссера Алексея Ларичева («Мамаша Кураж и ее дети», «Дорогая Памела»), неожиданной «лав стори», пушкинским прорывом Игоря Ларина и комическим посылом перед отпусками. Да еще открытием малой сцены, интересной игрой студентов мастер-класса Ларичева в «Чайке» Ричарда Баха и режиссерским дебютом в Тюмени Семена Фуксмана («Шалунья»).
Последнюю премьеру (режиссер — известный российский мастер Андрей Лапиков) горячо приняли зрители. Буря аплодисментов и цветочный парад длились 8 минут. Отечественная «история любви» пришлась нам по душе куда больше, чем фальшивые страсти комплексатиков в недавнем спектакле «Одержимая любовью».
По мнению знатоков, Лапиков снова умело соединил коммерческий успех с гуманистической магией современного театра. Он и актеры неплохо оживили быстро стареющую пьесу, написанную еще в 80-е гг. и обкатанную во многих российских театрах. Закаленный в любовных делах ловелас (как оказалось, поневоле) Игорь по ошибке попадает в дом со всеми архитектурными «излишествами» сталинского классицизма, в квартиру, где живут старая милейшая и интеллигентная Софья Ивановна с дочерью Татьяной. Судьба была к ним жестока. Они остались одни в этом тревожном мире, дочь жертвует собой ради любимой матери. Eе немощь искупается ярким духовным огнем общения. Шутка, ирония, спасительный смех стали оружием обороны двух женщин от бед и разочарований.
Чувствуя вину перед дочерью, Софья Ивановна, прикованная к креслу, решила, что подошла ее пора оставить сей мир. Но для Татьяны жизнь мамы — смысл ее дней, ее радость бытия. И, чтобы продлить мамины дни, дочь тщательно готовит «подарки» — неожиданного «жениха» для себя, уговаривает знакомую молодую продавщицу из овощного сыграть роль Таниной дочки. По легенде, Дина появилась на свет в тайне от Софьи Ивановны, нехороший папаша сбежал, и младенца пришлось сдать в Дом ребенка.
События происходят в новогоднюю ночь, очень похожи на современную рождественскую сказку и в финале, повинуясь добрым чудесам комедии, даруют всем героям настоящее счастье. Обретают друг друга Татьяна и Игорь, согрела свое сердце настоящим домашним теплом детдомовка Дина, с ходу влюбившаяся в «бабушку». А Софья Ивановна блаженно ждет внука, ибо Дина беременна. Eе вопрос «От кого?» снимает бабушка, обещая (во-первых) пожить еще годков пять и (во-вторых) после такого чуда всеобщего воссоединения быстро найти Дининого мужа.
Лапиков верит в богатейшие возможности знаменитой на весь мир театральной системы Станиславского, когда психологический реализм сценического общения открывает во многих зрителях добрые чувства и радость, желание жить ради тех, кто рядом, даже в самой тяжелой ситуации. Ведь театр живее живой реальности (утверждает режиссер), и за ним наши актеры. Их четверо, и каждый из них получает возможность представить своих персонажей во всей полноте сложных отношений, в радуге подлинных переживаний и нравственного самоочищения, чтобы сделать мир человечным. Преодолеть страхи и болезни, ценить счастливые минуты редких праздничных встреч. И верить, и ждать их. И тогда утешится человек, утихнет боль одиночества, и чудо на самом деле станет рукотворным.
Таков лейтмотив отношений, в комическом стиле раскрываемый артистами Ириной Тутуловой в роли Софьи Ивановны, Валентиной Толмачевой (Татьяна), Eленой Махневой (Дина) и Рюриком Нагорничных (Игорь). Тутулова удивительно точно и неповторимо воссоздает в значимых деталях богатый мир старого и мудрого человека, в доме которого, в конце концов, не разбиваются, а соединяются сердца» Толмачева интересно плетет паутину своих «интриг», завлекая в них людей, приспособившихся к грубой прозе бытия и фальшивой морали. Eе Татьяна открывает добрые сердца и Игоря, и Дины.
И Махнева, и Нагорничных (каждый по-своему) «меняют старую кожу» — психологическую броню от агрессивной среды, циничных спекуляций и злобных гримас. Символично, что оба появляются в доме Софьи Ивановны и Татьяны в костюмах Деда Мороза. И сбрасывают их, словно «растопив» тех прежних себя, радуясь, что можно жить на самом деле в естестве доброго существования, радуясь другому человеку, породнившись с ним.
Достоин внимания и еще один молчаливый «герой» премьеры. Сценография главного художника театра Алексея Паненкова, напоминающая такую милую, такую ласковую рождественскую открытку. Только вот — белые полосы, снежные заструги затаились в квартире Софьи Ивановны, могильным холодом заглушая тепло, сердечность, подчеркивая одиночество, обреченность добрых душ. Но мать и дочь принимают вызов, они бьются до конца и находят близких по духу людей. Праздничный свет преображения побеждает холод и одиночество, сусальное золото «открытки» оборачивается золотом долгожданной встречи и выстраданного счастья. К нему приложили руку музыкальный оформитель Наталья Гультяева, помощник режиссера Валерий Рябков, бутафоры Вячеслава Шабалина, костюмеры Веры Сергеевой, гример Любовь Стасенко, поделочники Александра Вершинина, швеи Любови Крестьянниковой, реквизиторы Веры Сокуровой, декораторы Нарине Манвелян, монтировщики Дмитрия Семенова, звукорежиссер Павел Сокуров, художник по свету Татьяна Бершауэр. Во главе со своим начальником постановочных дел Александром Петровым. Вот сколько людей помогало режиссерам и труппе «вытянуть» этот сложный сезон, гореть чистым огнем нашего театра.
***
фото: Софья Ивановна (арт. И.Тутулова) и Татьяна (арт. В.Толмачева).