Встретимся у киоска
Редакторы всё делают не так, как другие. Например, свою газету они просматривают с единственной целью: обнаружить незамеченные в ходе работы над номером недостатки. А потом искать и найти виновных, чтобы задать им зверскую головомойку. Редакторы убеждены: газеты созданы из ошибок, которые делятся на две группы — уже исправленные и еще незамеченные.
Сами понимаете, такой редактор приятные слова в адрес газеты воспринимает исключительно как грубую беспардонную лесть, да еще и с корыстными намерениями.
Нередко Степан Михайлович, мэр и учредитель «Тюменского курьера», раскрывает, к примеру, «Тюменскую правду» (не ту, что сегодня, а ту, что, наоборот, вчера), читает таблицу подписки, естественно, возглавляемую той же «Тюменской правдой», и мрачнеет. Как это, вопрошает его взгляд, у них столько, а у вас — столько?
Неприятно, конечно, но у нас принцип другой. Всякий читатель дорог, но один, заметьте, ждет дома, пока ему доставят «Курьер», а другой в любую погоду идет за ним к газетному киоску. Три четверти тиража нашей газеты распространяется в розницу. И наши журналисты, когда пишут очередную заметку, должны бы думать: купят эту газетку с этой заметкой читатели или не купят?
Все это я в сотый раз излагаю мэру, но перешибить впечатление от напечатанной и любовно составленной, к примеру, Александром Роменским, таблицы не могу.
А тут я получил в руки официальный документ. Из него видно, что не все радужно под радугой «Тюменской правды».
Это таблица «реализации и списания газет» киосками «Роспечати».
Чтоб вы знали, не все газеты, что попадают в киоски, продаются. Многие тысячи экземпляров пылятся в складе агентства, что возле аэропорта «Плеханово». И я не раз навещал это кладбище журналистских надежд, скорбя по напрасно израсходованной бумаге (до 14 тысяч рублей за тонну).
Короче, большеформатные газеты (их в Тюмени — пять) раскупаются весьма неохотно. Причем чем больше они себя хвалят за подписку, тем неохотнее раскупаются. Вот данные за март, апрель, май.
«Тюменская правда» — списано: март и апрель по 39 процентов розницы, май — 74%.
«Тюменская правда сегодня» — 85%, 81%, 46%.
«Тюменские известия» — 70%, 33%, 48%.
«Наше время» — 58%, 56%, 28%.
«Курьерские» списания — от 20 до 25 процентов.
И это при том, что едва ли не весь тираж «Тюменского курьера» распространяется в розницу.
Но это, в конце концов, частное дело каждой газеты. Даже если эти цифры мне лично приятны. Однако длительные наблюдения за приливами и отливами розничной торговли газетами позволяют заметить некоторые странности.
Например, сколько бы «Курьера» ни поступило в продажу, всегда оказываются нераспроданными 20-25 процентов. Уменьшим тираж — опять 20-25 процентов. Неужели сам Всевышний или его зам по «Роспечати» раз и навсегда определили для нас процент возврата? А может быть, верны упорно ходящие среди газетчиков слухи о самовольно допечатываемых ночными сменами тиражах, что украдкой передаются из типографии особо доверенным киоскерам? Николай Топорков, руководитель агентства, ни подтверждать, ни опровергать эту версию не стал. Сказал лишь -поймаю, уволю по статье.
Но, с другой стороны, весьма странной мне кажется и торговля, которая главным образом занимается перевозкой товара (газет) — из типографии в киоски, из киосков — на склад. Чем система, созданная для распространения печати, зарабатывает себе на хлеб с маслом? Вероятно, не печатью.
Тем не менее мы благодарны тем, кто читает «Курьер», кто спрашивает его в киосках, кто, как читатель по фамилии Петров, всякий раз сердито звонит, если ему не удается купить нашу газету в «Роспечати» у Дома обороны.
Хотя и заманчиво получать деньги за газету вперед, но мы всерьез думаем о том, чтобы окончательно прекратить подписку. Только розница! Подписной индекс и невысокую цену оставим только для ветеранов войны. Они — в годах и ранениях. Они заслужили, чтобы им газету подали на дом.
А мы, остальные, пойдем друг другу навстречу. Мы — от редакции. Вы — от дома. Встретимся у киоска.