Главная улица города
Поилица Тюмени
В 1862 г. на пожертвования именитых купцов и богатых мещан в Тюмени начали строить первый в Сибири водопровод. Инициатором был тогдашний городской голова И.А. Подаруев, он же внес и основной денежный взнос. В июле 1864 г. туринская вода по трубам пошла в город. Несколько позже были построены небольшие водопроводы в Заречье.
И сегодня тюменцы пьют в основном туринскую воду. Водопровод берет воду из реки в двух местах: возле Троицкого монастыря и в д. Метелевой, выше города. О строительстве Метелевского водозабора речь шла еще в 30-е годы, но приступили к делу только в 1956 г. Водозаборные сооружения сдавали «очередями» и закончили только в 1981 г. Eжедневно из Метелево город получает 125 тыс. куб. м очищенной воды.
Головной водозабор в районе монастыря был построен еще в 30-е гг. В 1941-1945 гг. в Тюмень было эвакуировано 22 промышленных предприятия, потребность в воде увеличилась. В 1943 г. был разработан проект расширения мощности городского водопровода, но реализовать его удалось только в 1947-48 гг.
Очистные сооружения в Троицком монастыре были построены на фундаменте специально разобранной церковки Сорока мучеников. Они работают до сих пор, подавая в город ежедневно 30 тыс. куб. м питьевой воды.
Тура — сточная канава Урала
Первыми загрязнителями Туры были тюменские кожевенные заводы, построенные на левом низком берегу еще в XVII в., отходы этого ядовитого производства по обычаям того времени сбрасывали в реку. В XIX в. кожевенное производство так загрязнило Туру, что вода стала издавать неприятный запах.
К тюменской грязи постепенно стала добавляться в Туру грязь промышленных предприятий из городов Среднего Урала, построенных на Туре и ее притоках еще в ХVII-ХIХ вв. и расширенных в 30-50-е гг. XX в. Кроме того, в верховьях Туры работают драги, добывающие золото и платину. Бывают и непредвиденные «залповые» сбросы грязных вод.
Один из наиболее сильных «залпов», ставший достоянием гласности из-за своих небывалых масштабов, случился 28 октября 1970 г., когда на Красноуральском медеплавильном заводе разрушилась дамба на водохранилище, и миллион кубометров ядовитых вод попал в Туру. Уровень воды в Туре поднялся на 2,5 м, и этот ядовитый вал покатился по уже замерзшей реке. В Тюмени возникли трудности с питьевой водой. В разные районы города ее подавали по строгому графику, экономили.
Правительство во главе с А.Н. Косыгиным выделило средства для строительства водозаборов из подземных вод — Кулаковского, Труфановского и Велижанского. В начале 70-х в Тюмени появилась подземная чистая вода, однако в водопроводе она смешивалась с речной.
В бассейне реки Туры находятся более 300 населенных пунктов, бытовые и промышленные отходы которых могут достичь реки. Да и сами тюменцы не берегут свою поилицу. В пределах города имеется около 30 организованных выпусков отходов. Они выбрасывают в, реку около 75 тысяч куб. м недостаточно очищенных жидких стоков в год. Но эти отходы уже не попадают на очистные сооружения водопровода Тюмени, они достаются нижележащим селам, и городам.
Ученые-гидрологи называют реку Туру дистрофным водоемом. Это значит, что в ней мало жизни, живых организмов. Да и как им быть, если зимой в 1 литре тюменской воды содержится не более 0,3 мг кислорода, а смертельного аммиака — до 9,8 мг.
В последнее время вопросам улучшения водоснабжения в области и городе уделяется много внимания, но дело не двигается. Однако нет худа без добра. Многие промышленные предприятия Урала в условиях кризиса остановили производство, и экологи отмечают, что вода в реке стала чище.
Тура — река сплавная
Eще в XIX в. Тура использовалась как транспортная артерия для сплава леса к Тюмени. Лес рубили по ее берегам от Верхотурья и сплавляли в плотах, «молем» и вразброс вниз по течению. Особенно много сплавляли лес «молем» в 30-40-е гг. нашего века. При молевом сплаве часть бревен теряет плавучесть, тонет, этот топляк делает дно реки в буквальном смысле деревянным. В постановлении Тюменского горсовета РК и НД от 10.XI. 1935г. говорится: «…река Тура в результате проводившегося ряд лет молевого сплава… превращена на территории района из судоходной в явно непроходимое самоходными судами состояние…»
До сих пор «деревянное» дно у ДОКа «Красный Октябрь», фанерокомбината. Там еще в начале 70-х годов были «запани» — большие карманы, огороженные бревенчатыми баками, куда сбрасывали бревна и хранили до переработки. Утонувшие бревна разлагаются, выбрасывая в воду фенол и другие ядовитые вещества. Рыба и другие животные уходят с «деревянных» мест, и река на этих пространствах становится мертвой. В сухие годы Тура сильно мелеет, и «утопленники» выглядывают на белый свет. По распоряжению экологов топляк собирают, но все же без особых затрат очистить дно Туры невозможно.
Тура — рыбная река
Несомненно, она была таковой прежде. Старые рыбаки говорят, что у п. Верхний Бор перед войной ловилась стерлядь в «морды», сделанные из ивового прута, набиваясь до отказа за одну ночь. Тогда на Туре никто не знал слова «браконьер», и такая ловля была обычной.
В 1954 г. в Тюмени была издана книга H.A. Ягодникова «Жизнь водоемов Тюменского района». Автор сообщает, что «на участке Туры с быстрым течением можно добыть стерлядь… Молодые осетры встречаются и в Туре… Ценной промысловой рыбой является нельма…»
Теперь рассказы о ловле осетра и нельмы в Туре возле Тюмени больше похожи на сказки. Известный в Тюмени рыбак-любитель В. Волков писал в «Тюменской правде» 14 мая 1998 г., что «в начале 80-х гг. была проведена пробная проводка неводом на участке Туры между элеватором и совмещенным мостом. Когда невод вытянули на берег, он оказался облеплен нефтепродуктами и чем-то вроде битума… пришлось его сжечь на костре».
Тура — разрушительница старой Тюмени
Первостроители Тюмени — воеводы Иван Мясной и Василий Сукин — удачно выбрали место для крепости, неприступной для врага, думая в основном о безопасности своего отряда и не мечтая, что когда-нибудь тут вырастет город. Дальнейшая история Тюмени — это постоянное беспокойство за свой исторический центр, постоянные уступки Туре и даже попытки сопротивляться наступлению реки.
Это хорошо видно из истории Благовещенского собора — первого каменного сооружения Тюмени. Место для него выбрал воевода Тухачевский в 1700 г. Надо признать, неудачно выбрал: на самой круче туринского берега. В 1708 г. церковь была полностью возведена, но уже в 1765 г. геодезист Моисеев по просьбе тюменских властей составил смету на ремонт старого сруба, укреплявшего высокий берег у Благовещенского собора. В 1773 г. специальная комиссия осматривала собор и обнаружила в нем существенные разрушения. В 1776г. тобольский поручик геодезии Бобылев составил по поручению губернатора Д.И. Чичерина план, смету и фасад «вновь прожектируемой на месте старой стоящей в городе Тюмени соборной Благовещенской церкви».
В начале 90-х гг. XVIII в. составлялась смета на укрепление берега возле Троицкого монастыря, он также разрушался рекой. Однако Благовещенский собор простоял после всех этих событий еще 156 лет, пока июньской ночью 1932 г. его не взорвали.
В середине 50-х гг. приступили к строительству металлического моста в створе ул. Челюскинцев. В 1962 г. начали «выполаживание» крутого берега напротив краеведческого музея. Вскоре работы по укреплению берега превратились в постройку набережной.
В 30-е гг. в Тюмени обследовался крутой берег от монастыря до речного порта для выяснения причин его обрушивания. Приглашенные и местные специалисты разделились во мнениях. Одни считали, что виноваты опоры деревянного моста, построенного в 1925 г. {разобран в 1982 г.), отклоняющие часть речного потока к берегу. Другие видели причину в «силах Кориолиса», отклоняющих текущую в реке воду к правому берегу. Третьи обвиняли грунтовую воду.
В нынешнее время моста с его опорами нет, «силы Кориолиса» действуют, как и раньше. Ну и грунтовые воды. Специалисты ищут, откуда они берутся на таком узком пространстве между двух очень крутых берегов.
«Между тем в июле 1998 г. произошло новое обрушивание берега в районе улиц Семакова-Хохрякова. Ни кусты, ни деревья не смогли удержать склон и вместе с массой грунта сползли в реку», — писал директор ОАО «Градъ» Э.М. Моргун в журнале «Строительный вестник Тюменской области» (№4, 1998 г.).
Берег реки обследовали гидротехники новосибирского института «Сибречпроект» и установили, что правый берег Туры от музея до ул. Челюскинцев настолько плох, что при стечении обстоятельств может сползти вниз вместе с жилыми домами, стоящими на краю откоса. По данным гидрографических съемок, за последние 30 лет обрушилось почти 30 м берега.
Один год из жизни Туры
Из года в год река живет своей размеренной жизнью. Осенью, в первых числах ноября, на реке начинается ледостав. Однако на перекатах, под мостами и в черте города, где в Туру впадают теплые стоки, долго стоят полыньи. Средняя дата ледостава в черте Тюмени приходится на 4 ноября, самая ранняя отмечена 19 октября 1898 г., самая поздняя — 6 декабря 1913 г.
Поскольку зимой река питается только за счет грунтовых вод, она сильно мелеет. Лед у берегов примерзает к грунту. Eсли Тура замерзла полноводной, то на береговых обрывах остаются ледяные карнизы. Наибольшей толщины лед достигает к концу марта — около 60 см, самый толстый лед был в марте 1967 г. -91 см. Лед на Туре лежит в среднем 164 дня, самый длительный ледостав был в зиму 1940-41 гг. — 192 дня, самый короткий — зимой 1961-62 гг. — 130 дней.
Половодье в среднем начинается 13 апреля. Но ледоход на Туре очень короткий и слабый. До начала 90-х г. в марте по реке проходил ледокол, разбивал лед в акватории речного порта и элеватора и уводил груженные продовольствием и строительными материалами теплоходы и баржи на Север.
Подъем половодья продолжается обычно около месяца, достигая наибольшего уровня к середине мая. В 1979 г. вода прибывала по 91 см в сутки. К нормальному уровню река возвращается в начале июня. В среднем половодье длится 86 дней с колебаниями от 52 дней в 1951 г. до 139 дней в 1928 г.
Бывают на Туре и летние паводки, обычно они ниже весенних, хотя в 1978 г. дождевой паводок превысил уровень весеннего на 3,6 м. Средняя годовая амплитуда уровня воды в Туре у Тюмени 6,39 м с колебаниями от 2,75 м в 1907 г. до 9,14 м в 1979 г.
***
фото: