Транспортную сеть -в реанимацию
Можно ли изменить транспортную систему в городе? Ответ есть у Анатолия Шуваева, завкафедрой автомобильных дорог архитектурно-строительной академии. С 1995 года он возглавляет работу над проектом реанимации дорожной сети в городе (на общественных началах, без поддержки со стороны городской администрации).
— Начали мы с того, — говорит Анатолий Николаевич, — что отправили 300 наших студентов считать движущийся транспорт на каждой улице. Выяснилось, что по ул. Республики, 50 лет Октября, Герцена, Мориса Тореза в сутки проходит более 15 тысяч автомобилей. Максимальное число зафиксировано на Пермякова -42 тысячи! Вывод: транспортные потоки распределены неравномерно из-за отсутствия оптимальной транспортной сети.
Установлена также и прямая зависимость дорожно-транспортных происшествий от перегруженности перекрестков, их у нас 14. На перекрестке Холодильной-Республики за один год произошло восемь происшествий, погиб один человек, ранены семь. Перекресток Одесской-Республики: восемь происшествий, ранены восемь человек. Челюскинцев-Республики: пять происшествий, погибли трое, двое ранены…
По насыщенности автомобилями центральных улиц наш город можно сравнить с таким мегаполисом, как Токио. У них, правда, транспортные линии проложены в девяти уровнях. Три надземных и шесть подземных.
Движение на одном уровне при интенсивном транспортном потоке — это каменный век. Необходимо, чтобы потоки на развязках не пересекались. Значит, нужны путепроводы. Студентами академии разработан проект путепровода взамен кольцевой развязки улиц Мельникайте и 50 лет Октября. В целях экономии это полуэстакадный, полутоннельный вариант -меньше занимаемая площадь. Отработаны все нюансы. Осталось построить. Но… Дороговато. В бюджете города нет денег даже на замену кольцевой развязки, которая у всех как кость в горле, обычным перекрестком.
Отдушиной станут внутренние кольцевые дороги, с помощью которых возможно перераспределение транспортных потоков, как это существует в Москве. И они, кольца, почти готовы. Границы первой такой дороги пройдут по Товарному шоссе, улицам 50 лет ВЛКСМ, Челюскинцев, 50 лет Октября, Мельникайте. Чтобы закольцевать маршрут, осталось прорубить «окно», расширив улицу Запольную от моста по Мориса Тореза до Товарного шоссе.
Одновременно следует решать проблему перераспределения автобусных маршрутов. Все знают, что схему нужно менять. Однако в комитете по транспорту и Тюменьгортрансе на настоящий момент не знают, как это сделать, и действуют наугад. Запустили маршрут «Шестой микрорайон -Мыс» — он себя оправдал. Маршрут от Восточного микрорайона до Южного может оказаться убыточным для частников, и этого не скрывают в Тюменьгортрансе.
А ведь все это, по словам Шуваева, решается просто — с помощью тех же студентов. Готовятся карточки с перечнем улиц определенного района. Студенты раздают их на остановках. Люди отмечают, куда едут, и бросают карточки в урны. Для изучения пассажиропотока потребуется примерно месяц. Одно условие: работа должна проводиться осенью или весной. Кстати, автобусные маршруты можно проложить по той же внутренней кольцевой дороге.
И напоследок новость, но хорошая: раз в городской администрации не проявляют инициативы по усовершенствованию транспортной сети, этим занялся Аркадий Загородных, председатель областного комитета по транспорту.