Встреча с городом мечты
В минувший четверг в Тюменском музее изобразительных искусств случился необычный вернисаж.
Впервые в городской истории свою выставку развернули наши архитекторы. Идея родилась в связи с 50-летием отмеченного лаврами и терниями бывшего института «Тюменьгражданпроект». В рыночных условиях его работники малой частью ушли на вольные хлеба, зарегистрировав собственные творческие мастерские. Остальные оформили ОАО, вспомнили дореволюционный алфавит, и появился в Тюмени старый-новый «ГРАДЪ».
Идею выставки поддержали председатель тюменского отделения Союза архитекторов России Анатолий Отраднов, директор музея Людмила Овсянкина, научный сотрудник Eлена Козлова. Все сказали на вернисаже подобающие событию слова. Слова были свежие, ибо такого в нашей культуре просто не было. Но Козлову надо выделить. На нее судьба возложила главные хлопоты. И творчески (как искусствовед), и организационно (договориться, разместить, оповестить, вникнуть) Eлена Михайловна справилась хорошо.
И вот я «брожу» по незнакомой Тюмени — печален и счастлив одновременно. Ведь это выставка творческих проектов, которые, быть может, станут явью. Правда, большие планшеты зримо рассказывают о свершенном на тюменской земле за все время нефтегазовой эпопеи. Впечатляет. Давно сказано, что архитектура — застывшая музыка. А еще гармония и красота. И не вина наших архитекторов в том, что от их проектов до воплощения — дистанция где малого, где среднего, где большого размера.
Специальный зал отведен работам недавно ушедшего из жизни талантливого Валерия Георгиевича Гинкула (1958-1998). Eму удавалось соединить в себе искусство художника, декоратора, графика, проектировщика. Работал быстро, красиво. Помню, когда мы выпускали литературную газету «Живое слово», Валера иллюстрировал новую повесть Владислава Крапивина. Eго рисунки точно уловили мальчишескую романтику писателя, свободный полет фантазии. А этот проект — здание фирмы «Синтра» — не запылился. Приходите на Первомайскую, оцените, есть на что посмотреть. Рядом эскизы костюмов к спектаклям театра кукол, вид павильона на «Экспо-92», отмеченный на конкурсе.
Хожу по городу-мечте. И если вдруг многие задумки оживут, Тюмень удивила бы мир. В таком городе обязательно будет меньше хамства, злобы, бездарности. Просто будет некогда гадить, когда пойдешь в парк отдыха и развлечений Виктора Станкевского или в обновленную им филармонию. Дворцы и башни высоток рвут тюменскую плоскую картину, они конструктивны и эстетичны одновременно.
Под стать великим сибирским рекам здание пароходства (Станкевский). Нет в мире такого «Телекома» (Валерий Анисимов и Равиль Сахабутдинов). В «Сибспецпроектреставрации» окопался мэтр Олег Ульянов. Пронзает духовностью, дальним светом его Благовещенская церковь — воспоминание о взорванном храме. Скульптор Геннадий Вострецов и архитектор Анатолий Ставецкий удивляют строгой выразительностью афганского мемориала.
Николай Савченко предлагает комфортный Центр деловых встреч — скроен по новой моде (каркасы, соты, дуги и большие окна), но и свой стиль виден в комбинации элементов. Григорий Дубонос и Борис Квашнин связали старое и новое в ансамбле первомайских особняков. Увы, пока улита едет, наляпаем вычурных кирпичников с башенками.
Не оторваться от дизайн-центра «Горбунок» Станкевского. Нет аналога, есть лишь связь с родной историей. Свои творческие решения предлагают городу, деловым людям опытные спецы Ирина Ильина, Александр Костин. Их проекты замечательно вписаны в среду. Хотя бы «Юбилейный», да стань он таким — и скучная серая стена высоток за ним расцвела бы… Про «Региту» — знаменитый проект реконструкции и регенерации исторического центра Тюмени — больно говорить. Константин Стержантов и Александр Спирченко с коллегами давно пожали лавры, спрятали почетные дипломы. А воз и ныне там. Реальная жизнь груба и своевольна. Ветшают деревянные особняки, исчезает резьба, рушат историю, и рядом с резным теремом пыжится кирпичный новодел.
Пойдем дальше, отвлечемся, порадуемся таланту Ольги Скопиной, Валерия Субботина, Андрея Федорова. Полюбуемся на малые формы, на небольшие дома, усадьбы, сельские строения. Их востребуют почаще. А ведь без этих и других проектов нельзя, они, как чудаки, украшают наш мир, и верится, что чудакам иногда везет.
***
фото: