VIР за рулем. Чужие здесь не ходят
«Люблю ходить пешком». Так мог бы сказать каждый из героев нашей рубрики. А сказав, сел бы в автомобиль и умчался по своим «виповским» делам.
«Люблю ходить пешком». Так сказал и Вадим Бондарь, депутат городской Думы, лидер движения «Западная Сибирь». И — пошел. С одной работы на другую по улице Водопроводной. По рыхлому асфальту, с кочки на кочку, через трещины и рытвины, по узкому перешейку между лужами.
— Когда идешь — думаешь. Это время продуктивное. А в автобусе почему-то не думается. Разве что удастся сесть к окну.
— Но редко у дается ?
— На всякий случай в автобусе ртою. А то сядешь, а потом на каждого пассажирасмотришь: этому надо уступать или можно не уступать? Лучше уж постою.
У Бондаря нет личного автомобиля, но есть служебная «волга». Жаль, водитель в отпуске. Мне жаль, не Вадиму. У него-то удобные ботинки, а у меня — туфли на каблуках. Походишь тут…
— Вы не умеете водить?
— Умею. Первый раз ездил еще на студенческой практике, на Сахалине. Мужики посадили за руль
«ГАЗ-66». Они меня, молодого геофизика, воспитывали. Научили, во-первых, геофизике, во-вторых — рыбной ловле, в-третьих — водить. Но на права сдал поздно, в 95-м или 96-м. Ну, думаю, ездить буду! Взял служебную машину на выходные, поставил на стоянку рядом с домом… И тут навалилось! Какие-то дела, дела! В общем, выходных не получилось. И понял: не судьба мне водить.
— Большие мальчики на машинах рассекают, а вы — пешочком. Уязвляет?
— Было такое, а потом прошло. У всех временами едет крыша от собственной важности. Думаю, любому большому человеку полезно ходить пешком. Знаю, мэр наш иногда ходит. Он такие истории рассказывает, которые с ним случаются… Думаю, ему надо бы
еще и на автобусе хоть раз проехать из конца в конец маршрута. Всякого наслушаешься в общественном транспорте… Много пробок в городе, транспортная схема устроена неразумно. Вдоль улицы Республики нужны еще минимум две параллельные линии, а лучше пять.
— Об этом давно говорят.
— Думаю, изменение транспортной схемы произойдет в ближайшее время. Наше дело — депутатов — проследить, чтоб это изменение было умное.
— Тюменцы ругают не только схему, но и сами дороги.
— Контроль за качеством ремонта дорог сейчас резко ужесточается. Допустим, сделано новое покрытие, а через два года на нем выбоина — снова надо ремонтировать. Так пусть ремонтируют за свой счет! В договоре с подрядчиком должна быть предусмотрена гарантия.
-Вы сейчас говорите как депутат. А что скажет пешеход Бондарь?
— Светофоров мало. Но надо отдать должное: водители у нас вежливые. Остановятся и пропускают, даже когда нет пешеходного перехода.
— Может, не вежливые — просто связываться не хотят?
— Ну да, боятся. Пешеходы, они стоят, стоят, а потом как ломанутся… По идее, хорошая транспортная развязка — это когда вообще дорогу переходить не надо. Пешеход движется над (по мосту) или под (по подземному переходу) транспортом. В Тюмени есть один подземный переход, у Рабочего поселка. Но там раз пройдешь — второй раз не захочется. Темно, грязно, сыро. Говорят, наши климатические условия, почва не позволяют устроить цивильный подземный переход. А мне интересно, кто-нибудь изучал этот вопрос: какими должны быть переходы в городе Тюмени? Чтоб это было эффективно и дешево?
— Что еще не устраивает вас как пешехода?
— Бывает, вообще негде идти — сплошная грязь. У меня около дома так: только в сапогах пройдешь. Я бы очень надеялся на ТОСы: они могли бы организовать пространство от дороги до дома. Но им надо деньги дать. Все жители платят за благоустройство придомовой территории, вот эти деньги и отдать. Украдут? Кто боится, что украдут, пусть побывает хоть на одном собрании ТОСа. Там невозможно украсть, там столько глаз! Придирчиво спрашивают, на что потратили и сколько.
…Вадим Бондарь считает, что полюбил Тюмень благодаря пешим прогулкам:
— В памяти осталось: иду через весь город под дождем, после защиты диплома. Расстроенный. Потому что на «четверку» защитил. Ощущение — причастности к городу. Чувствуешь себя ЗДEСЬ. Это ощущение в воспоминаниях — не так, что «иду и чувствую», нет… Гости приезжали, мы пробовали из машины город им показать — не то! Когда идешь, видишь подробности. И цвета другие, и запахи. Мы в «Тюменнефтегеофизике» когда-то, еще в советские времена — у нас был совет молодых специалистов, — мероприятие провели: решили пройти по Тюмени с фотоаппаратами. Я для себя тогда открыл Тюмень историческую. Недавно пересматривал эти фотографии… Увидел, как рушатся старые здания. Здесь недалеко есть красивый балкончик. Подперли его балкой — уже не смотрится. Над крыльцом был кованый навес — нету, оторвали. А там дым- ник съехал набок, и заплата видна…
ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА
***
фото: