ГИБДД советует. Автомобильные жертвы
62 угнанных автомобиля обнаружили тюменские сотрудники ГИБДД с начала года, не выходя за территорию управления по ул. Одесской, 16. Дело в том, что отыскиваются машины сами. Во время регистрации.
Вот что рассказали об этом Сергей Буньков, начальник контрольно-ревизионного отдела, и Александр Толмачев, начальник отделения регистрации автомобилей иностранного производства.
Покупает человек подержанный автомобиль, идет в ГИБДД. Машину проверяют на угон по федеральной базе данных и по Интерполу. И тут выясняется: автомобиль краденый.
Самое интересное, что в большинстве случаев перед продажей угнанная машина без проблем снимется с учета в ГИБДД, где ее также проверяют по базе розыска. Объясняется просто: воры успевают снять машину с учета до того, как в федеральной базе данных появится информация о ней. Благо, если водитель вовремя спохватится, что машины нет. Однако бывает, что узнают о пропаже через сутки, а бывает, и через пару месяцев (если хозяин уехал в длительную командировку, оставив машину в гараже).
Снижает оперативность и обилие промежуточных звеньев в системе передачи информации в базу данных. Сначала потерпевший подает заявление в местный отдел милиции. Оттуда данные поступают в УВД, потом в ГУВД и, наконец, в Москву.
Как-то из-за этого чуть не пострадал невиновный человек. Он загонял машину в гараж. Милиционеры проверили — автомобиль числится в угоне. И только позднее выяснилось: автомобиль угоняли еще у прежнего хозяина, но сразу нашли. Меж тем данные уже отправили в компьютер, да там и оставили.
Из 62 автомобилей десять числились в угоне по Интерполу. Однако вряд ли за ними кто-нибудь приедет: перевозка или перегон влетит хозяину в копеечку. Как гласит закон, если через шесть месяцев после объявления о находке машина останется невостребованной, суд признает полноправным хозяином ее последнего владельца. Но только в пределах Российской Федерации. За рубежом такой номер не пройдет. В базе данных Интерпола машина будет фигурировать по- прежнему ворованной.
Eсли говорить о странах, из которых к нам пригоняют ворованные иномарки, то здесь лидирует Белоруссия. Подпольная индустрия по подделке документов там поставлена на широкую ногу. Переправке краденых, а также не прошедших таможенного оформления автомобилей способствует изданный в 1995 году Указ президента Российской Федераций «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации и Республики Беларусь».
В марте прошлого года жительница Тюмени приобрела в Минске автомобиль «фольксваген- гольф», оформив справку-счет в одном из закрытых акционерных обществ. Eй выдали регистрационное удостоверение на имя прежнего владельца и справку о снятии машины с учета. Однако в Тюмени, в ГИБДД области, получили из Белоруссии сообщение, что указанное транспортное средство регистрации не проходило.
Выяснилось, что тюменке продали еще и нерастаможенную машину. Маленький клочок плотной бумаги со штампом и печатью оказался липой.
Суд первой инстанции принял решение: «Установить факт добровольного приобретения автомобиля и обязать ГИБДД произвести регистрацию». Президиум тюменского областного суда отменил этот вердикт «как некомпетентный».
Александр Толмачев советует перед покупкой автомобиля в Белоруссии лично убедиться, прошел ли автомобиль таможенное оформление. Может, тогда станет ясно, почему одинаковые автомобили иностранного производства у одного предпринимателя стоят дороже, а у другого дешевле.
И еще один совет для тех, кто думает покупать подержанные, но уже российские автомобили. Лучше это делать в крупных фирмах. В случае чего можно через суд вернуть деньги обратно. Не стоит доверять и комиссионным магазинам. Дойдет дело до суда — прежнего владельца авто и след простыл, а комиссионный магазин вернет вам только несколько сотен рублей, взятых за посредничество.