X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Кому запрещен вход на московский рынок?

Уважаемые читатели!

Этой публикацией редакция продолжает «горячую линию» Тюмень — Москва. Вы имеете возможность задать любой вопрос московским руководителям, которые будут выступать на страницах нашей газеты в течение двух-трех месяцев, или непосредственно мэру Москвы Юрию Лужкову. Ваши вопросы и ответы будут опубликованы в газете.

Телефонные звонки принимаются по телефонам редакции: 24-78-13, 46-80-50 и в Москве по телефонам: (095) 290-31-88, 290- 41-84. Письма направляйте на адрес редакции: ул. Первомайская, 20 или по адресу: 103869, г. Москва, Калашный пер., дом 14, ИМА-пресс, с пометкой «Горячая линия».

***

Московское правительство пять раз выигрывало процессы, возбужденные против него Государственным антимонопольным комитетом,

опротестовывающим наши меры по защите рынка от поддельного алкоголя. Мы потребовали, чтобы водка из других районов проходила контроль в Москве, ввели собственную акцизную марку с 12-ю степенями защиты и штрих-кодом, определили список баз, на которые она должна поступать, и список компаний, которым разрешено ввозить спиртное в столицу.

Суды не усмотрели в действиях правительства ни монополизма, ни тем более сепаратизма. Ведь ввели ограничения мы лишь после того, как убедились, что большая часть привозной водки либо «левая», либо поддельная. В первом случае бюджет лишался отчислений от продажи, во втором — покупатель просто-напросто рисковал отравиться доморощенной смесью воды и спирта, причем — не всегда этилового, пищевого. В прошлом году, например, от такой лжеводки в стране погибли 90 тысяч человек.

Но контролем за ввозом водки в Москву не исчерпывались меры городского правительства по наведению порядка на рынке спиртного. Мы сталкивались с тем, что продавцы на городских рынках в небольших ларьках и магазинчиках приобретают маленькие партии «легальной» водки, чтобы потом демонстрировать проверяющим сертификат качества. Одновременно они закупают целыми машинами «левую» водку, которой благополучно торгуют. Поэтому было принято решение запретить торговлю водкой и другими крепкими напитками на рынках.

Сразу же поднялся шум. Продавцы говорили, что именно спиртное и дает прибыль, без него рынки закроются. Кто-то даже подсчитал, что треть занятых на алкогольном рынке останется без работы. Eсли исходить из этой логики, то следовало бы узаконить и торговлю наркотиками — ведь они тоже дают хорошую прибыль. Точно так же мы реагируем на заявления, что из-за сокращения мест продажи спиртного водка может подорожать. Это не лекарство, не хлеб, вообще не предмет первой необходимости. Нет ничего хорошего в том, что за последние годы водка — в сопоставлении с другими продуктами — стала в России дешевле. Ничего страшного не будет в том, что она подорожает.

Вводить такие жесткие меры для защиты рынка и здоровья москвичей нас побудили масштабы теневой экономики. Так, подсчитано, что в прошлом году в России выпито 214,7 миллиона декалитров алкоголя. Но официально произведено только 86,6 миллиона декалитров плюс импортировано еще 0,4 миллиона. Разница в 120 миллионов декалитров — «левая» водка. Между тем на Москву приходится четверть всего российского товарооборота. Вот и считайте, сколько денег зарабатывают на человеческой слабости нечестные продавцы или просто криминальные структуры уже только тем, что не платят акцизы. А они составляют 13,5 рубля с каждой бутылки при ее себестоимости в 3,5 рубля. На парламентских слушаниях в начале декабря 1998 года налоговая служба представила свои расчеты: доходы бюджета от алкогольных акцизов составляют 12-14 миллиардов рублей, а убытки от неуплаченных акцизов — 50 миллиардов.

К тому же, имея возможность продавать водку по демпинговым ценам, новоявленные «бутлегеры» затрудняют жизнь честным продавцам и покупателям, у которых продукция подороже. Например, завод «Кристалл», выпускающий действительно хорошую водку, терпел убытки из-за потери рынка.

Сейчас мы можем уже подвести первые итоги наших действий на алкогольном рынке. За 1998 год аккредитовано на поставку алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания 283 организации и предприятия, в том числе 21 московское предприятие-производитель, 17 предприятий-производителей Московской области, 35 уполномоченных организаций, 24 фирмы-дистрибьютера ведущих мировых производителей алкогольной продукции, 186 оптово-розничных предприятий. Для того, чтобы получить аттестат аккредитации, фирма должна обладать необходимыми помещениями, материально-технической базой, компьютерной техникой. Она не должна иметь задолженностей бюджету и внебюджетным фондам, а также претензий со стороны контролирующих органов. Компьютеры потребуются новым поставщикам для того, чтобы подключиться к единой городской компьютеризованной системе учета. Теперь буквально каждая бутылка будет на контроле, а штрих-код позволит проследить путь каждой партии водки от завода или оптовой базы до прилавка.

Eстественно, что до полного контроля еще далеко. Но уже сейчас удалось переломить ситуацию к лучшему. Eсли раньше «левая» продукция составляла до 40 процентов всех продаж, то сейчас эта доля сократилась до 5-7. Выявлено и не допущено на московский рынок в 1998 году 38,6 миллиона бутылок недоброкачественной алкогольной продукции, изъято из незаконного оборота 940 тысяч литров спирта, направлено на промышленную переработку 138,1 тысячи бутылок алкогольной продукции, опасной для здоровья. В то же время увеличились объемы производства на ликероводочных предприятиях Москвы. Так, за 1998 год производство водки московскими заводами увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 1997 годом, выпуск вина — на 8 процентов и коньяка — на 15 процентов. На заводе «Кристалл», производящем более 90 процентов всей московской водки, увеличено ее производство в 1,7 раза. Соответственно возросли отчисления в городской бюджет на 382,4 миллиона рублей, а акцизные сборы — чуть не вдвое (1,8 раза). А самое главное — в 1998 году в Москве не было зарегистрировано ни одного случая отравления некачественной алкогольной продукцией.

Так что борьба за бюджетные деньги, за процветание собственного производителя и за здоровье москвичей вполне оправдывает наши отступления от федеральных правил. Впрочем, как показала жизнь, по такому же пути идут и другие регионы. Так, в Татарстане еще раньше нас начали ограничивать торговлю водкой. Сейчас на всю Казань осталось 12 фирм, торгующих алкоголем. В Санкт-Петербурге, Ростове-на- Дону, Мурманске тоже почти на месяц раньше нас запретили торговлю водкой в ларьках и маленьких магазинчиках.

А главное, что многие из наших мер органично входят в принятый летом президентский указ «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Это только подтверждает нашу правоту.

В то же время, думаю, вряд ли кто из нормальных производителей спиртного может сказать, что ему чинятся препятствия на пути к московскому рынку. Мы совсем не против, если москвичу будет предложен богатый выбор спиртных напитков, но пусть это будет качественный алкоголь. Конкуренция подстегнет и наших производителей.

ИМА-пресс

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта